Как же нам самоуправиться?

21 April

В последние годы идеи, заложенные в федеральный закон "О местном самоуправлении", всё больше покрываются наростами из многочисленных добавлений и изменений, вносимых в федеральные и краевые законы и инструкций.

Когда-то в этом сельском почтовом отделении кипела жизнь
Когда-то в этом сельском почтовом отделении кипела жизнь
Когда-то в этом сельском почтовом отделении кипела жизнь

Непрерывная борьба с "островками"

Практика проведения выборов депутатов в различные уровни власти и главное - сегодняшнее финансовое обеспечение органов местного самоуправления как сельских поселений, так и районных муниципальных образований, окончательно добивают деревни, сёла, да и некоторые районные центры, хотя и называются они городами.

Мнимая самостоятельность уже не отвечает современному вызову времени, а точнее - современному бизнесу, в то числе и сельскому.

Да, есть, конечно же, "островки", где усилиями настырных и любящих свою малую родину руководителей сельхозпредприятий, малого сельского бизнеса и муниципальных служащих, ценой невероятных усилий, нервов пытаются привести в порядок населённые пункты, создать рабочие места и, более того, внедрить современные технологии. Пытаются пробиться и выиграть гранты и субсидии и тем самым как бы поддержать уровень жизни людей на огромных сельских территориях.

Но в целом система управления в стране, крае и особенно - в сельских районах работает против таких управленцев, зачастую их действия не только не поддерживаются, но даже осуждаются. "Белые вороны" мешают серой массе чиновничества, и с каждым днём им ещё больше создают преград.

В такой неразберихе и мутной воде выращивают новое поколение, не обременённое заботой о своей истории, стариках, проблемах конкретных территорий. На мой взгляд, понятие о своей малой родине и любви к ней у них напрочь отсутствует. Для них безразлично, что снижаются посевные площади, число субъектов предпринимательства и работающих в них, а также то, что на предприятиях сохраняется низкая заработная плата.

Руководители "островков" ежедневно и ежечасно вынуждены искать пути снижения себестоимости зерна, мяса, молока и продуктов из них. Увы, реальность такова, что большинство населения имеет низкую покупательную способность, и пока перспектив на её рост не видно.

Надо признать, что у нас в крае оказывается немалая помощь сельскому хозяйству. Но, получая технику, те же трактора, комбайны, внедряя новые технологии, к примеру, в животноводстве, надо ещё суметь найти людей, которые бы этим всем управляли.

У современных специалистов гораздо жёстче требования к сохранению окружающей среды, и это правильно, Но, конечно, сами они, в одиночку, не в состоянии справиться с возникающими проблемами.

Услышьте крик крестьянина

Не так давно председатель правления Красноярской агропромышленной ассоциации "Союз селян Сибири" Борис Владимирович Мельниченко обратился через газету "Красноярский рабочий" к губернатору края Александру Викторовичу Уссу. Приведу только одну выдержку, одно предложение, изложенное в этом письме:

"Добиться цикличности работы муниципальных образований, основанной на достоверности сведений об обстановке в территориях, за счёт деталировки реальных событий, исходя из возможностей полноценных сходов граждан и собраний активов муниципальных образований. Создать КРСТ (комиссию по развитию сельских территорий) с представительством в ней членов правительства края, депутатов Законодательного Собрания, представителей общественных организаций, муниципальных образований и работодателей".

Обращение от имени ассоциации - это крик души известного человека, руководителя передового в крае хозяйства, непосредственно живущего в небольшой деревне, где его личным трудом и трудом односельчан-соратников очень многое делается не только в плане технического перевооружения, но и в благоустройстве населённых пунктов, расположенных в границах АО "Солгон".

Борис Мельниченко не боится конкуренции и всегда не только делится опытом, но и желает, чтобы всё сельское Красноярье жило в комфортных условиях и имело хороший достаток.

Поэтому ассоциация уже заключает соглашения о сотрудничестве с администрациями районов края. Ведь только через обмен опытом, через выработку совместных решений в деле развития красноярского села возможно увеличение производства продукции и улучшение жизни людей.

Сельхозпредприятия края живут и работают не в вакууме, и их работники в повседневной жизни сталкиваются с продукцией и услугами других предприятий, с действиями муниципальных, краевых и федеральных чиновников, и, конечно, важно, чтобы и они работали на общий результат.

К сожалению, это не везде и не всегда находит понимание. Хочу привести несколько примеров, характеризующих сегодняшние взаимодействие и то, насколько местное самоуправление готово к сотрудничеству.

Разговор о деле - политиканство?

Несколько фермеров обратились ко мне с предложением обсудить совместно с администрацией Уярского района проблемы повседневной сельской жизни. Это работа ФАПов, почты, магазинов, создание кооперативов, не совсем понятное проведение земельных аукционов. На мой взгляд, никакого политиканства здесь не было.

Я подумал, что правильно будет также ознакомить руководителей с мероприятиями, которые проводили правление и штаб ассоциации "Союз селян Сибири" в 2020 году. С такими намерениями и встретился с главой района Сергеем Александровичом Галатовым.

Как бы договорились. Определились с датой и временем проведения встречи. За два дня я получил повестку дня совещания. Обрадовался, что будет присутствовать первый заместитель министра сельского хозяйства и торговли края Александр Николаевич Походин. Но вскоре от вроде бы согласованных вопросов не осталось и следа.

Конечно, встреча состоялась. И хотя Александр Николаевич Походин не приехал, всё-таки большой гость был - депутат Законодательного Собрания Виктор Иванович Кардашов. Со вступительным словом выступил глава района. Заявил об успехах и попросил задавать больше вопросов.

С большим интересом ждали все выступления начальника отдела имущественных отношений Г. Г. Герцевой. Но оно оставило больше вопросов, чем получено ответов.

Да, полезными были выступления специалиста сельхозотдела Надежды Кротовой - о субсидиях, председателя райсовета и директора сельхозтехникума Артура Аветисяна - о цифровом земледелии, информация о фирме, занимающейся продажей современной иностранной техники, но фермеры-то ехали за другим.

Для них было важно услышать, как им просчитывать перспективы своих хозяйств, когда людей становиться всё меньше, социальная сфера скукоживается, дороги не ремонтируются и настроение в деревнях, в общем, никудышное. Даже депутат в сердцах воскликнул: "Да такие субсидии на молоко - копейки!"

Незадолго до окончания высокие гости и глава района неожиданно покинули совещание, но когда я попросил слово и начал рассказывать о работе ассоциации, глава вдруг вновь появился и потребовал прекратить заниматься политиканством. Мол, пора уже завершать встречу, надо обедать.

И коль встреча получилась больше парадной, чем деловой, хочу на страницах "Красноярского рабочего" привести несколько примеров из повседневной жизни Уярского района, которые, увы, отрицательно влияют на развитие села. Кстати, подобное встречается и в других районах края, и пусть читатели газеты поправят меня, если что-то не так.

Земля этого недостойна

Итак, о работе отдела имущественных отношений. Вот несколько главных вопросов.

На сайте администрации нет положения об отделе. Ссылка на его возможности, конечно же, несостоятельна. В положении чётко прописываются задачи, функции, обязанности и ответственность каждого исполнителя, начиная от руководителя.

В последнее время у отделов очень много работы с земельными участками. Поэтому в доступной форме должен быть прописан регламент работы по данному направлению.

Считаю, что не совсем правильно проводить аукционы в зимние месяцы, а уж тем более - с залесёнными земельными участками. Претендент, прочитав извещение, должен воочию - в апреле, мае - увидеть участок. Затем, в конце мая, пойти на торги. А летом и осенью можно спокойно заниматься межеванием. Главное обоснование - в первый год все участки используются как паровые.

Попутно выскажу просьбу, адресованную краевому Агентству печати и массовых коммуникаций, которое является учредителем большинства городских и районных печатных изданий. Надо прекратить печатать в местных газетах извещения о сделках с землёй самым мелким шрифтом - хотя бы потому, что она, земля, этого недостойна.

Также необходимо прекратить практику перекладывания затрат по межеванию земли непосредственно на претендентов. Это попахивает уже чем-то другим. Не думаю, что министерство финансов края не отзовётся на такой шаг и не постарается своевременно компенсировать затраты местному бюджету.

Хочу привести пример работы отдела с одним из залесённых участков на землях сельскохозяйственного назначения. Насколько я знаю, что-то подобное происходит и в других районах. Я бы даже назвал происходящее лесной пандемией.

Извещением от 11 октября 2019 года был объявлен аукцион на аренду земельного участка с кадастровым номером 24:40:0050105:57. Итоги подвели 4 декабря того же года, составлен протокол N 57 с видом разрешённого использования - сельхозпроизводство. Победитель - Борис Васильевич Десятов - получил 352,5 гектара земли. 21 января 2020 года актом приёма-передачи участок был ему передан.

В акте указано: "В результате осмотра земельного участка установлено: в момент передачи земельный участок находится в пригодном состоянии для использования в соответствии с целями его предоставления. Объектов недвижимости на участке нет. Взаимных претензий у сторон друг к другу не имеется". Под документом подписи арендодателя - Г. Г. Герцевой и арендатора - Б. В. Десятова.

Заключается договор N 02 и к нему прилагаются сведения о характеристиках объекта недвижимости. Леса, охотничьи угодья и спорные земли в них отсутствуют.

Уже на следующий день, 22 января 2020 года, арендатор единолично составляет акт о культурнотехническом обследовании этого же участка, где указывает, что 49,3 процента его площади - лес диаметром до 32 сантиметров на уровне груди, редкой густоты, 170 штук на гектар, и смешанный кустарник.

С данным актом и со справкой о расстоянии перевозки стволов до Красноярска и Канска и техническим заданием он обращается в ООО "Видео-импульс" для разработки проектной документации на проведение культурнотехнических работ с целью вовлечения участка в сельскохозяйственный оборот.

Что оставим после детям и внукам?

Представляете, уважаемый читатель,- зима, мороз, снег по пояс, и как всё объективно можно обследовать? И такие факты не единичны.

Обыкновенный маленький чиновник распоряжается самостоятельно многомиллионным достоянием краевой и районной казны. Тысячи кубометров леса, ягоды, грибы, охотничьи угодья, водоохранная зона никоим образом не учитываются, громадная экосистема передаётся за каких-то два миллиона рублей.

Не думаю, что правообладатель поставил перед собой задачу даже через несколько лет получить здесь пашню. По оценкам большинства специалистов, это очень дорогое удовольствие, экономически нецелесообразное. Пока в крае нет таких примеров, а вот лунные пейзажи после горе-лесорубов встречаются, и даже очень часто.

Такие случаи описывают жители деревень и сёл в многочисленных письмах, направляемых в различные инстанции. И что самое главное - лесная пандемия не прекращается.

Судить о степени нарушения законодательства новоиспечёнными фермерами и смелым, безответственным чиновником не берусь. На это есть силовые структуры. Проверьте, пожалуйста, действия данного комитета хотя бы года за два, за три. Но имейте в виду, что данная схема работает не только в Уярском районе.

Огромная просьба и к Счётной палате Красноярского края. Давайте всё-таки наведём порядок с данным явлением, выработаем единые правила игры. Мы же спасём природу и направим десятки миллионов рублей в бюджеты районов и сельсоветов. Они им ох как нужны.

Надеюсь, что проснётся и Уярский районный Совет депутатов. Давайте хотя бы на полгода введём мораторий на такие сделки и впредь будем рассматривать подобные вопросы на заседании райсовета. Что мы оставим после себя детям и внукам?

На мой взгляд, здесь уместно напомнить о практике получения денежных средств начинающими фермерами и кооперативами через министерство сельского хозяйства и торговли. Надо определённое время поработать, внести часть собственных средств, сделать бизнес-план и защитить его. А затем - выиграть конкурс, представив аргументы и изложив свою позицию перед многочисленной компетентной комиссией. И только потом, может быть, возможно получение от 1,5 до 15 миллионов рублей.

Фермеры, кооператоры - в основном местные жители. Они работают и, осваивая, сохраняют безбрежные территории нашего края, рядом с ними начинают жить новые семьи. Вот какая огромная разница между первым и вторым явлениями.

Поэтому и министерству правильно было бы определиться со своей позицией. Ведь даже правительство страны обеспокоено происходящим. Постановлением кабмина РФ N 1509 от 21 сентября 2020 года уже внесены некоторые коррективы. Минприроды тоже высказало свои предложения. Мы где живём?

И последнее о земельных отношениях. Считаю, что это неправильно - когда платежи от аренды сельскохозяйственных земель не стали поступать в доходную часть сельсоветов. Глав, депутатов и жителей поселений, по сути, превратили в наблюдателей. Не доверяют им. А с кем и за счёт чего проводить комплексное развитие сельских территорий?

Головная боль - почта

И ещё одна проблема ставит сельское население в унизительное положение. Правительство страны в лице руководителя властвующей партии при принятии решения о реорганизации ФГУП "Почта России" в акционерное общество в 2019 году не задумалось и, по-моему, даже не представляло, что в селе имущества у этой структуры и нет уже.

И плохо, что пока оно не приняло конкретных мер по материальному и имущественному положению, особенно в сельской местности, отделений и почтальонов.

Приведу выдержку из устава АО "Почта России": "Общество создано в целях обеспечения прав граждан свободно получать, передавать и распространять информацию при условии обеспечения тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, реализацию одинаковых возможностей пользования качественными услугами почтовой связи всеми категориями граждан, независимо от их местонахождения... включая право на доставку пенсий, пособий, других выплат... доступа к широкому кругу торговли, финансовых и иных услуг".

Сегодняшние отделения и пункты, если их можно так назвать, в основном находятся в приспособленных помещениях, более того - вся забота об их размещении ложится на глав сельсоветов. Конечно, каждый из них поступает в меру своих возможностей, зачастую даже не представляя, что именно надо делать.

Я с удивлением узнал, что ни главпочтамт Красноярского края, ни кустовые почтамты (например, Зеленогорский) не имеют хотя бы примерного проекта почтового отделения. В нём должны быть указаны площадь, планировка, требования к пожарной безопасности и так далее и, исходя из обслуживания прикреплённого населения, экономическая модель, чтобы оно было рентабельно. А если это невозможно, то предусмотреть субсидии.

В том, что почта активно взялась за обыкновенную торговлю, есть и плюсы, и минусы. Увы, цена и качество определяют спрос. Пока почта не может конкурировать ни с федеральными сетями, ни даже с местными частниками. А отсюда - невыполнение плана, маленькая зарплата, да ещё куча объяснительных своему начальству, отсюда и текучесть кадров.

Не думаю, что руководители сельсоветов быстро и грамотно решат свалившуюся на их головы проблему. В АО "Почта России" решает всё совет директоров. Поэтому пора бы уже и министерству цифрового развития Красноярского края, и главам районов стать не только арбитрами в споре АО "Почта России" и глав сельсоветов, но и защитниками сельского населения. Не надо соболезновать, надо по каждому поселению принять конкретные меры и хотя бы среднесрочные программы развития.

На территории нашего большого края главы территорий строят свою работу по-разному. Увы, есть примеры, когда руководители годами не бывали в сельских поселениях. Я не понаслышке знаю, что такое труд главы района, и не совсем поддерживаю бесконечные вояжи по территории. И всё-таки нужно чаще проводить рабочие встречи на местах. Спокойное, вдумчивое обсуждение назревших проблем с конкретными сроками выполнения договорённостей даст больше результатов.

К этому и призывает Борис Владимирович Мельниченко, для этого и создана ассоциация "Союз селян Сибири".

Анатолий КАРАБАРИН.

Уярский район Красноярского края.