Молодые спецы учат лесников работать с беспилотниками

14 December 2019

Буквально осенью под Красноярском - в Дивногорском техникуме лесных технологий появилось новое объединение, где студентов начинают учить управлять квадрокоптерами. Весьма дальновидное решение, учитывая недавнюю обстановку с лесными пожарами в Сибири.

Глеб Коган молод, но уже признан как специалист в видеосъёмке с беспилотников
Глеб Коган молод, но уже признан как специалист в видеосъёмке с беспилотников

Педагогов техникума обучили первыми. Занятия проводит Глеб Когай - основной пилот Красноярского молодёжного авиаотряда по направлению "видеосъёмка" Центра технического проектирования. С ним и пообщалась учащаяся Дивногорской школы юнкоров.

- Как появилась идея открыть в техникуме объединение с квадрокоптерами?

- Как таковая идея обучать людей управлению подобной техникой уже давно прорабатывается различными структурами, будь то государственные силовые или же частные.

В данном случае нужно было обучить работников лесохозяйственной отрасли управляться с техникой, которую закупило министерство лесного хозяйства. Обучение проходили в основном руководители лесничеств. Обучали их быстро, так как закупленная техника давала такую возможность.

- В каких ещё образовательных учреждениях региона работают с квадрокоптерами? В этом смысле Дивногорский техникум лесных технологий идёт вперёд или же, наоборот, отстаёт?

- Насчёт официального владения и использования аппаратов в образовательных учреждениях точно сказать могу лишь про Сибирский госуниверситет науки имени академика Решетнёва и технологий и Центр технического проектирования. А вот насчёт получения "корочек" о допуске к управлению квадрокоптером...

Здесь техникум на втором месте после военных. Но следует уточнить, что это не права на управление, как в случае с автомобилем. Поэтому разрешения на полёты это не даёт.

- В каких областях помогают квадрокоптеры и как это происходит?

- Основное их назначение - это всё-таки видео- и фотосъёмка. Но вот области применения таких аппаратов обширны: от разведывательных миссий МЧС по спасению людей до применения в строительстве и геодезии.

- Можно ли собрать квадрокоптер самостоятельно? В каких сферах для этого нужно разбираться?

- Конечно, можно. Каких-то определённых умений, кроме пайки электрических компонентов, не требуется. Все комплектующие созависимы, и сделать что-то не так достаточно сложно. Ну, и никто не отменял обучающие видеоматериалы с Youtube.

- Если заняться этим, то выйдет дороже или дешевле, чем купить новый квадрокоптер?

- Немного двоякий вопрос. Если есть к этой теме интерес, можно и вручную всё собрать за те же деньги. Но заводские варианты есть только у съёмочных квадрокоптеров. Если вам нужен съёмочный аппарат без лишних заморочек, то заводской вариант лучше. А вот гоночный вы сможете собрать только своими ручками.

- Какие плюсы и минусы у квадрокоптеров?

- Плюсы: высокая скорость полёта и манёвренность, достаточно большая подъёмная сила при малых габаритах, а также низкие затраты на обслуживание, то есть не требуется определённое место для запуска, как, например, аэродром для самолётов.

Минусы: небольшая дальность связи и время полёта - от 20 до 40 минут. Отмечу и среднюю шумность: звук слышно с расстояния 150-200 метров. А главное - дороговизна комплектующих: хорошие бюджетные варианты начинаются от 25-30 тысяч рублей.

- Какие погодные условия подходят для управления квадрокоптером?

- На самом деле всё зависит от вида аппарата. Для гоночных квадрокоптеров погода не важна. А вот для съёмочных она является сильным препятствием: предельная скорость ветра должна быть 8-10 метров в секунду, с порывами же чуть больше - 15-17 метров в секунду.

- Некоторые люди путают квадрокоптеры с беспилотниками. В чём разница?

- Беспилотниками принято называть образцы различной военной техники, что не совсем правильно. Беспилотник - это любой аппарат, не требующий присутствия человека на его борту. Так, например, домашний робот-пылесос - тоже в какой-то мере беспилотник. А квадрокоптеры - это лишь разновидность.

- Можно ли использовать БПЛА для личного заработка?

- Спрос есть, но цена за предоставление таких услуг достаточно высока, поэтому люди не очень часто пользуются такими услугами. Хотя, возможно, скоро всё изменится.

- Когда, на ваш взгляд, беспилотники распространятся по всей стране? И не придётся ли тогда снимать очередную часть "Терминатора", но уже на русский манер?

- "Терминатора", я думаю, точно не будет. Но вот куда большее применение такие аппараты, на мой взгляд, могут получить уже лет через пять. Хотя в некоторые области и сферы нашей жизни они и так проникли.

Яна МАКАРОВА,

учащаяся школы журналистики "Дивногорские юнкоры".

Фото из личного архива собеседника.

Дивногорск.

Между тем...

Недавно приняты изменения в законодательство в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации, любой дрон, коптер или авиамодель считается беспилотным воздушным судном (БВС), а тот, кто управляет им - внешним пилотом.

Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ любые "беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлётной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезённые в РФ или произведённые в РФ, подлежат учёту".

Заявление о постановке на учёт принимает Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Его можно отправлять "Почтой России" или через Единый портал госуслуг.

В свою очередь, для осуществления полёта необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдаёт зональный центр Единой системы организации воздушного движения, и полис страхования гражданской ответственности. Большие дроны, весом более 30 килограммов, подлежат обязательной регистрации. Кроме того, для управления ими необходимо получить сертификат лётной годности и свидетельство внешнего пилота.

За нелегальный запуск беспилотного воздушного судна Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы: для физических лиц они составляют до 50 тысяч рублей, а для юридических - до 300 тысяч.

За причинение в результате несанкционированного полёта беспилотника по неосторожности лёгкого либо средней тяжести вреда здоровью предусмотрен штраф: для физических лиц до 2,5 тысячи рублей, для юридических - до 100 тысяч.

Если же полёт беспилотника повлёк по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наступает уже уголовная ответственность. Кроме того, нелегальные полёты и съёмка секретных объектов могут грозить уголовным наказанием за шпионаж или незаконное получение информации, составляющей гостайну.

Для проведения полётов над населёнными пунктами необходимо получить разрешение от органов местного самоуправления, после чего за сутки до предполагаемого полёта подать представление на установление режима полёта в зональный центр по организации воздушного движения, а за два часа связаться с диспетчером и сообщить ему о полёте.

При этом на полёты коптеров и дронов над городами федерального значения, в том числе над Москвой, нужно получить разрешение от органов исполнительной власти.

При этом есть целый перечень мест, над которыми полёты БВС категорически запрещены,- это, например, аэропорты, опасные производства, стратегические государственные, военные объекты и другие специальные зоны. А для полётов над территорией различных организаций необходимо, в свою очередь, получить разрешение у их собственников.

ФСИН, МВД, Росгвардия, ФСБ, Службы внешней разведки и ФСО смогут пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-разыскных и антитеррористических мероприятий, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, а также повреждения или уничтожения таких судов.

В свою очередь, полиция также сможет пресекать полёты нелегальных дронов над местом проведения публичного массового мероприятия и прилегающей к нему территории в период его проведения.