1574 subscribers

Незваные гости Агафьи Лыковой. Часть 3

2,4k full reads
3k story viewsUnique page visitors
2,4k read the story to the endThat's 80% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

В предыдущих двух частях мы рассказали о том, как возникла задумка побывать о знаменитой таёжной отшельницы, как началась экспедиция и как чуть было не потерпела крах в самом начале. Читайте, если ещё не сделали этого, часть 1 и часть 2.

Сборка катамарана - дело не такое простое, как нам казалось раньше. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Сборка катамарана - дело не такое простое, как нам казалось раньше. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Сборка катамарана - дело не такое простое, как нам казалось раньше. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

Пробыв трое суток на каменной косе в Медвежьем углу, мы пришли к выводу, что с этого места лишь чудо может помочь нам добраться до Агафьи Лыковой.

У пробившихся сюда моторок к этому времени горючего оставалось в обрез, и даже сердобольный Владимир Красиков со своим другом Иваном Врублевским не смогли помочь нашей беде.

Оставалось одно: спускаться по реке километров на двадцать ниже, к речке Бедуй, откуда начинается тропа на целебный Теплый ключ.

У пчёл - свои каждодневные хлопоты
У пчёл - свои каждодневные хлопоты
У пчёл - свои каждодневные хлопоты

По словам наших случайных гостей, из Абазы сюда постоянно подвозят на моторках жаждущих исцелиться. И нам ещё может повезти - вдруг у кого-нибудь из сплавщиков найдётся лишний бензин для броска на Еринат?

Да и уставшим и продрогшим от дождей участникам нашей экспедиции не мешало испробовать на себе живительную силу радоновых вод Теплого ключа.

Как мы поняли, главным транспортным средством по своенравному и порожистому Большому Абакану являются моторные лодки. Но не "казанки" заводского изготовления, а девятиметровые деревянные "пироги", которые в Абазе умеют делать лишь два мастера.

Вот на таких лодках перевозят по Большому Абакану жаждущих исцелиться. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Вот на таких лодках перевозят по Большому Абакану жаждущих исцелиться. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Вот на таких лодках перевозят по Большому Абакану жаждущих исцелиться. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

На таких лодках можно легко проходить самые коварные пороги и перекаты, а главное, они берут до полутора тонн груза или 8-10 пассажиров, что на дальних расстояниях очень важно. Причём сделаны лодки так хитроумно, что при кажущейся громоздкости сидят на воде очень мелко и потому проходят по непроходимым, казалось бы, местам. В этом мы, к слову, вскоре убедились сами.

Главной их движущей силой является проверенный годами неприхотливый 30-сильный мотор "Вихрь". Но некоторые умельцы ставят двигатели от автомобиля "Москвич". Такому "торпедному катеру" вообще не страшны никакие перекаты.

Но Большой Абакан так своенравен и непредсказуем, что даже самые опытные речники, случается, попадают в серьёзные переделки, и не проходит года, чтобы на берегу не появлялся свежий памятник - молчаливое свидетельство разыгравшейся на реке трагедии.

Поэтому мы, собираясь сплавляться по Большому Абакану, отнеслись к этой затее со всей серьезностью. Перебрав все возможные транспортные средства, окончательный выбор остановили на катамаранах.

Катамаран почти готов к отплытию. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Катамаран почти готов к отплытию. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Катамаран почти готов к отплытию. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

Эти двухкилевые резиновые сооружения, кроме четверых гребцов, способны нести достаточно много груза. У них очень малая осадка, а самое главное - их невозможно перевернуть на самой крутой волне, разве лишь при прорыве одной из гондол. Но это уже теория.

Одним словом, мы хорошо знали об изумительных плавучих качествах наших катамаранов, но первые километры пути к речке Бедуй плыли осторожно, по возможности избегая опасные участки реки.

По Большому Абакану - под флагом "Красноярского рабочего". Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
По Большому Абакану - под флагом "Красноярского рабочего". Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
По Большому Абакану - под флагом "Красноярского рабочего". Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

Это уж потом, где-то на середине пути, когда позади остались серьёзные пороги, мы специально выбирали места "покруче", чтобы проверить свои капитанские навыки и получить хороший заряд адреналина.

До Бедуя, а точнее, чуть выше этой реки, туда, откуда начинается тропа на Тёплый ключ, мы добрались часа за четыре. Если учесть, что тяжело груженные катамараны и неопытная команда гребцов за это время преодолели около двадцати километров, скорость хода оказалась вполне приличной.

Нужно ведь учитывать и то, что в первый день пути по воде хотелось рассмотреть окрестности как можно лучше. Каждый след медведя или марала на песочке, каждый утиный выводок вызывали массу эмоций. Что уж говорить почти о километровом участке тайги, где буря вырвала с корнями и разбросала по берегу вековые кедры!

Бадан - прекрасное растение для таёжного чая. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Бадан - прекрасное растение для таёжного чая. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Бадан - прекрасное растение для таёжного чая. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

На подходе к Бедую у Большого Абакана есть небольшой приток - река Коный. Вдоль неё за долгие годы туристами натоптана тропа. Люди идут сюда с Алтая, от Телецкого озера. Здесь даже развивается бизнес: туристы следуют пешим порядком, а их вещи везут на лошадях.

В устье Коного мы встретили двух студентов из Новосибирска. Они сидели на берегу Большого Абакана и (сразу было заметно) не верили своему счастью. Ребята решили испытать себя и пошли пешком с Алтая, без сопровождающих. Рассчитали продукты на пять дней. После того как поняли, что заблудились, разделили остаток ещё на пять суток.

Работа работой, а обед по расписанию. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Работа работой, а обед по расписанию. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Работа работой, а обед по расписанию. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

Короче, проблуждали по тайге две недели, ели в основном ягоду, грибы и рыбу. Надоели друг другу до такой степени, что даже шли раздельно: один - впереди, оставляя за собой надломанные веточки, а другой - за ним, но вне предела видимости, ориентируясь по этим самым заметинам. Старались встречаться только к ночи, в палатке.

Студенты, несмотря на мытарства, чувствовали себя героями. Один из них даже вёл дневник в художественной, как он сам выразился, форме. Но геройство это могло окончиться очень печально. Хотя бы потому, что тайга кишит диким зверем. Во всяком случае, рассказами о встречах с теми же медведями нас пичкали все, кто попадался на пути. Порой это были такие ужасы...

Ребята, увидев нас и услышав человеческую речь, повторяем, были несказанно рады. Они улыбались: "Наконец-то отъедимся!", скромно намекая на наши внушительные на вид продовольственные припасы. Пришлось поставить двух исхудавших едоков на временное довольствие. В ответ мы получили подарок в виде прикопченной рыбы и пакета с моховиками.

После встречи с поплутавшими по тайге студентами мы и сами чуть было не заблудились. Один из наших катамаранов, отчалив от устья Коного, промчался мимо другого, команда которого пыталась на противоположном берегу Большого Абакана найти начало тропы на Теплый ключ.

Для заготовки дров годятся и топор, и ручная пила. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Для заготовки дров годятся и топор, и ручная пила. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Для заготовки дров годятся и топор, и ручная пила. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

Что делать? Нас разделяло расстояние не более километра, но преодолевать его против течения - не самое благодарное дело, на это ушло бы несколько часов.

И здесь мы совершенно неожиданно получили помощь - два коренных жителя Таштыпа, проплывавшие мимо на моторке, без разговоров и без требования денег взялись прибуксировать скрывшийся за поворотом катамаран.

Сделать это было, кстати, не так просто, при первой попытке надежнейшее наше судно, зацепленное верёвкой за моторку, чуть было не перевернулось. Но в итоге всё обошлось благополучно, если не считать, что у одного из авторов этих строк руки чуть было не удлинились, поскольку они заменили буксировочный трос.

Пешие переходы по берегу не планировались, но куда от них деться? Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Пешие переходы по берегу не планировались, но куда от них деться? Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Пешие переходы по берегу не планировались, но куда от них деться? Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий

Мужики-лодочники спокойно дотащили катамаран до места. Но вместо того чтобы взять плату за услугу, предложили нам... занять их непромокаемую палатку, поскольку сами отправлялись подлечиться на Тёплый ключ.

Виктор РЕШЕТЕНЬ,

Владимир ПАВЛОВСКИЙ,

журналисты "Красноярского рабочего".

Продолжение - примерно через неделю.

Грибы в Саянах удивительные, но не всегда съедобные. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Грибы в Саянах удивительные, но не всегда съедобные. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий
Грибы в Саянах удивительные, но не всегда съедобные. Фото: Валерий Бодряшкин/Красноярский рабочий