Расследование кораблекрушений. «До сих пор не обнаружен». Загадка гибели «Академик Шокальский» на Байкале

30 October 2019
фото pribaikal.ru
фото pribaikal.ru

Их было семеро. Все они были опытны, у всех были дети. Экипаж был дружный и веселый. При приходе в порт могли кому-нибудь вместо вещей уложить в рюкзак кирпичи, обернув чем-нибудь мягким. унести ночью из какого—то сада скамейку и нести через весь город на корабль, пугая и удивляя поздних прохожих, или всей командой просто постричься под ноль.

За месяц до кораблекрушения. Фото

фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983).
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983).
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983).
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983).

1 августа 1983 г. За день до кораблекрушения

В районе Красного Яра погода начала портиться 1 августа, но ни одна из радиостанций не сообщила об изменении погодной обстановки В это время в Иркутске готовился теплоход «Академик Шокальский».  В  14 — 00 он был осмотрен и признан пригодным к безаварийному плаванию. В 18 — 00 он вышел из Иркутска и шел вдоль западного  берега по маршруту Иркутск — Давша. Это был плановый рейс, через десять дней моряки собирались вернуться домой.

Расследование кораблекрушений. «До сих пор не обнаружен». Загадка гибели «Академик Шокальский» на Байкале

В районе поселка Давша теплоход собирался присоединиться к научно-исследовательскому судну «Меркурий», выполнявшему экспедиционный рейс с французскими специалистами.

 фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой

2 августа 1983 г. День кораблекрушения

Когда капитан взял курс на Давшу, Байкал лишь слегка раскачивало ветерком. Но, как часто здесь бывает, порывы усилились, ветер погнал вслед водяные валы. 2 августа около 5 часов утра в кромешной темноте «Академик Шокальский» вошел в бухту Песчаную. Пирс оказался занят другими теплоходами и траулерами и «Шокальский» встал носом в берег, подрабатывая двигателем. В Песчанке «Академик» задержался на три часа. Примерно в это время в 8-15 диспетчер из поселка Порт Байкал передал прогноз погоды и штормовое предупреждение: ветер северо-западный 12—17 м/с, порывами до 20 м/с, волна 1,5—2,5 метра. Радиосвязь осуществлялась со всеми судами, находившимися на озере Байкал, но капитан теплохода со стажем на флоте 30 лет (из них 10 из них в должности капитана данного судна) принял решение сняться в 8 часов 15 минут из бухты Песчаной и пойти в сторону Бугульдейки мимо мыса Красный Яр.

Расследование кораблекрушений. «До сих пор не обнаружен». Загадка гибели «Академик Шокальский» на Байкале

В хорошую погоду мыс чудесное место для отдыха. На автомобиле туда не добраться, здесь причаливают яхты и лодки, пешие туристы появляются со стороны Песчанки и Бугульдейки, но время шторма он превращается в гиблое место. В тот день в районе Красного Яра одна за одной стали причаливать лодки, которые из опасности ухудшающейся погоды приставали к берегу, чтобы переждать непогоду. Две рыбацкие лодки с Черемных, Бабкиным, Грабовским, Козловым и яхта москвича Гладкова с Пановым. Рыбаки разбили палатки, а яхтсмены ночевали в зимовье.

Мы внимательно изучили все открытые источники и детально восстановили хронологию всех свидетельских показаний из материалов уголовного дела №30508 Иркутской транспортной прокуратуры по факту гибели теплохода «Академик Шокальский» и всех чле­нов команды судна, происшедшее 2 августа 1983 года в районе мыса Красный Яр и предлагаем вашему вниманию дословный эмоциональный текст свидетелей.

Свидетель Грабовский: «1 августа по радио по Байкалу никакой погоды Иркутск / Улан-Удэ не передавали, но ветер был порывистый 15 м/сек., волне­ние было около 1 м. На лодках при таком волнении мы не ходим. Остановились мы на ночевку у мыса Красный Яр. Лодки мы вытащили в 200—250 м от мыса.

Свидетель Панов: «1 августа мы были на парусной лодке в районе Красного Яра. Из-за опасности горного ветра я лодку крепко привязал. В 2 часа ночи на­чался горный, я проснулся от его шума. Лодки метались на привязи. Я не спал всю ночь».

За 3 часа до кораблекрушения.

Свидетель Грабовский: «К утру ветер резко усилился, у нас сорвало палатку около 7 часов. Мы пошли ставить палатки в лес, в это время наши обе лодки, привязанные 30 метровой веревкой подняло вихрем (смерчем) в воздух и отбросило метров на 15. Ветер дул с обеих сторон мыса и сверху с мыса порывами вырывался ветер. Все это напротив мыса ро­ждало вихри. В месте нашей стоянки волны были 0,5—0,75 м. На мысу волна была сильнее, там вода будто ки­пела».

Минуты кораблекрушения.

Свидетель Козлов: «Я включил радио, но погоду пе­редали только по Иркутску, Бурятия тоже ничего, но на Байкале творилось невообразимое, его как будто встряхивали снизу. По морю гуляли смерчи, они фонтанами опадали на берег, как будто шел дождь. Ветер вздымал в воздух гальку. Нашу лодку выбро­сило на берег, раздался такой звук, как будто раздавили большое яйцо. Лодку разнесло в клочья. Мы пошли к яхтсменам поговорить о лодках (т.е. зашли в зимовье— авт.). Один из них пошел фотографировать на берег, потом мы услышали его страшный крик: «Мужики!».

Свидетель Панов: « В 9 часов я увидел как со стороны Бугульдейки идет судно, оно кренилось на левый борт. Он шел среди вихрей и смерчей судно прошло и скрылось за мысом. Мы вернулись в зимовье. Гладков взял фотоаппарат и пошел снимать бушующий Байкал. Вдруг он закричал. Мы выскочили из зимовья, он показывал на горизонт».

Свидетель Грабовский: «Со стороны бухты Песча­ная около 9 — 00 появились мачты судна, а потом само судно. Его я за­метил первым. Судно во время хода делало какие —то непонятные зигзаги и видимо, не могло поймать носом ветер. Потом Черемных повер­нулся к Бабкину и закричал: «Он перевернулся!» Я посмотрел и увидел, что судно по—моему лежало на боку и секунд через 30 я увидел полностью днище красное и винты. Минут че­рез 5 появился один человек, затем второй и третий. Судно держалось на плаву около 20—25 минут. Судно постоянно разворачивало в воде и оно уходило мористее. На мой взгляд ско­рость ветра была до 50 м/сек».

Свидетель Черемных: «Около 9 часов я увидел катер (теплоход «Шокальский» Черемных называет катером  —авт.). Катер с белой надстройкой и шел курсом на Север, лодка за руб­кой была серой. Катер шел ровно не качаясь и опасений за его судьбу не было. На палубе не было ни людей, ни груза. За 2 или 3 километра он начал рыскать, попал в полосу шквального ветра. Ветер менялся то с юго-запада, то с юго-востока, при этом катер кренился. После этого я начал наблюдать за ним неотрывно. Корабль появился на траверзе нашей стоянки, но в 9—30 шкваль­ный ветер усилился. И появилась стенка, идущая с севера. Я на мгновение повернулся к костру и, когда оглянулся снова к озеру, корабль был уже вверх днищем. Не было никаких плавающих предметов. Шквальный ветер еще более усилился и даже срывал гальку с песчаной полосы. Шли высокие волны около 20—30 м., фронтом в 50—100 метров, ко­торые время от времени образовы­вали водяные смерчи высотой 20м., которые шли в разных направлениях и через 30 — 40 секунд возникали снова. Столбы были из капелек воды. Небо было в разрывах с проблеска ми голубого цвета. А над серединой Байкала небо было совершенно чис­тым и голубое. Когда судно плавало днищем вверх, через 5 — 8 минут в носовой части днища появился человек и побежал к рулю. Еще через пять минут появились два человека. На плаву судно еще держалось 10—15 минут. Люди были на  одном месте, теплоход разворачивало, смерчи продолжали возникать.  Возник смерч, стена брызг накрыла судно и когда стена пропала не было ни судна, ни людей».

фото pribaikal.ru / из материалов уголовного дела № 30508
фото pribaikal.ru / из материалов уголовного дела № 30508

Свидетель Панов: «Мы перего­варивались между собой, видя как на наших глазах гибнут люди, но ничего не могли предпринять, хотя на наших глазах гибли люди. В ки­лометре от берега я видел красное днище и три точки на нем, а потом все исчезло."

Свидетель Черемных: «Часа через два после гибели судна на север прошло судно, принадлежнось которого не установили».

Свидетель Черемных: «К часу дня шторм стал сти­хать».

Через 7 часов после кораблекрушения.

Свидетель Черемных: «К 17 часам правее гибели ко­рабля я увидел в подзорную трубку несколько темных предметов, в том числе бочку. И собралось много чаек. В 17—00 один из друзей поехал к месту гибели и привез мерный шест, сидение красного цвета, 20—литро­вую канистру с бензином и помятый топливный бак от подвесного мото­ра. Позднее к берегу прибило пе­нопласт, два спасательных круга с надписью Г—314 и буквами ИУГКС и еще позднее деревянную лестницу».

Свидетель Грабовский: «Ветер стих как —то незаметно. Около 17 часов мы начали заниматься лодками. Черемных заметил какие —то предметы на воде и над ними летали чайки. Прямо на нас из воды вынесло два спасательных круга, на которых было написано Г-314 ИУГКС. Также вынесло канистру от мотора Нептун и от мотора Вихрь. Они были сильно смяты».

фото baik-info.ru / из материалов уголовного дела № 30508
фото baik-info.ru / из материалов уголовного дела № 30508
фото baik-info.ru / из материалов уголовного дела № 30508
фото baik-info.ru / из материалов уголовного дела № 30508

Свидетель Черемных: «Пошли по берегу. На берегу возле камней волны катали желтую пластмассовую бочку. Это был спасательный надувной плот, он может спасти 6 человек. Но там хитрая система: плот должен крепиться капроновым тросом к катеру. При крушении судна плот автоматически открывается, если, конечно, привязан, а он у них, видно, валялся на палубе. Я потянул за трос, сильно дернул, раздался треск, железные обручи на бочке лопнули и плот стал надуваться. Они бы, конечно, спаслись. Не все. Те, кто выбрался на днище судна».

Свидетель Черемных: «Около 20—00 мимо проходила лодка «Казанка» (мужчина и жен­щина), мы их остановили и попро­сили сообщить о гибели властям в Бугульдейке. 03.08 мы пошли в Иркутск и в порту Байкал сообщили о случив­шемся».

Вашему вниманию 7 загадок и нестыковок гибели. Может Вы сумеете дать внятное объяснение вопросов на которые мы не нашли ответы.

1) Черемных утверждает о волнах в 20-30 м, некоторые источники полагают что он ошибся. Но может так ошибиться опытный морской волк каким был Черемных? Два метра и двадцать метров?

2) Грабовский утверждает что судно делало зигзаги, по версии Черемных оно шло ровно, а оз з показаний Панова судно шло с Бугульдейки, т.е в противоположном направлении. Как свидетели видевшие одно и тоже в одно время дают такие противоречивые показания? Опять ошибка?

3) Дальше больше. Любопытнейшая деталь, никто кроме Черемных не указал что вокруг было ясная погода. Никто! Почему??

4) В 12-00 прошло судно пренадлежность которого не установили?! Что значит не установили? Они же детально рассмотрели людей на днище судна в условиях шторма. Почему свидетели из показаний жестикуляцией не изображали сигнал бедствие? С их слов проплыл, ну и проплыл.

5) Во всех показаниях отсутствуют действия свидетелей с 10 до 17 часов! Погибла судно, на яхте должна же быть рация или по суше сообщить о случившемся?! Рядом посёлок, но из показаний такое ощушение все тупо пережидали ветер, делали сэлфи и бездейстовали. Нулевая реакция! Какие меры вы приняли с 13 часов как ветер стих?! Если пешком, можно добраться до ближайшего населенного пункта, пешком! Почему никто не побежал за помощью? Неужели кодекс моряка так дозволяет поступить Черемных, проявить такое хладнокровие? Только в 20-00(!) они сообщили.

Не многовато ли нестыковок для Черемных, свидетельские показания которого станут ключевыми для следствия? Даже по тексту его допроса видно, что флотское дело он знает.

Есть вопросы и к экипажу.

6) В шторм ночью отправиться в плавание, так можно?! За 10 лет капитан не знал про Красный Яр что там такая опа во время стихии? Спешка из-за французов?

7) Про скамейку. Экипаж совершил кражу. Скорей всего администрация парка обратилась в милицию и эта скамейка была в ориентировке, поэтому как вынесло на берег её и опознали, в том числе и по инвентарному номеру, установив заодно и "злоумышленников".

Скамейка впоследствии стала доказательством того, что погиб «Академик Шокальский» . Как установило следствие, надувной плот с теплохода не сработал из-за обрыва шланга баллона.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЫВОД СЛЕДСТВИЯ. Уголовное дело №30508.

Именно показания Черемных как опытного моряка с 20-летним стажем изобразившего подробную схему кораблекрушения

фото pribaikal.ru / из материалов уголовного дела № 30508
фото pribaikal.ru / из материалов уголовного дела № 30508

легли в основу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела вынесенного следователем Серегиным В.М. Иркутской транспортной прокуратуры:

« ... в районе Красного Яра у запад­ного берега озера Байкал,  попал в зону действия непрогнозируемого, крайне редкого локального опас­ного явления с образованием смерчей и скоростью ветра, значительно превышающей ограничения для данного судна по ветру, указанные в судовых документах, в результате кото­рого судно перевернулось и за­тонуло».

Проведены были все полага­ющиеся следственные мероприятия. Проведенными поисковыми работами не был обнаружен ни один из членов экипажа погибшего теп­лохода, не обнаружили также и самого судна, местонахождение его неизвестно.

P.S. В октябре 1983 года собра­лись вместе все родственники по­гибших и вышли на берег у Красного Яра, потом это стало ежегодной тра­дицией. Отец Склянова не вы­держал, бро­сился в Байкал и поплыл. Его успели перехватить уже довольно далеко от берега.

фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Вдовы, дети, родственники членов экипажа у памятника на берегу Байкала (1983 год)
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Вдовы, дети, родственники членов экипажа у памятника на берегу Байкала (1983 год)
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Склянов справа
фото pribaikal.ru / фотография из архива семьи Э.Г. Максимовой / Вдовы, дети, родственники членов экипажа у памятника на берегу Байкала (1983 год)

Спустя 10 лет в 1993 года пронесся слух, что с вертолета видели красное днище корабля; он висел у самой бездны на зубцах подводных скал.

От автора. В других журналистских расследованиях интересна судьба фотоплёнки. По версии Эльвиры Каменщиковой свидетели фактически скрыли от следствия и сами пытались проявить плёнку, но при проявлении вся эмульсия была смыта. По версии Павла Михалева плёнку изъяли сотрудники транспортной прокуратуры. Однако после проявки одна оказалась совершенно чистой — по невыясненной причине смылась вся эмульсия. С другой пленки получились нечеткие кадры, на которых трудно что-либо разобрать.

Вам слово, что думаете?

Автор: Александр Лебедев. По материалам уголовного дела №30508 Иркутской транспортной прокуратуры, публикаций Эльвиры Каменщиковой pribaikal.ru, Павла Мигалева baik-info.ru, статьи в журнале "Земля Иркутская"  №2 1994 г. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации.

Подписывайтесь на нас в Дзен и конечно в instagram.
Заходите на наш сайт krayavidy.by

Рекомендуем взглянуть по теме озеро Байкал:

«Омулевая бочка» и «плотовоз» от 100 долларов в сутки. Большой гайд о круизах по Байкалу

«На Байкал. Ни слова больше!». Круизная компания ответила на критику в связи с ликвидацией лучшего российского круиза

«3 м², конденсат с иллюминатора стекает на постель». Как выглядит каюта за 20000 рублей в сутки