Кто должен ставить оценки: учитель или ученик

22 January 2019

Тут недавно в комментариях мы обсуждали моего ученика, которого любили мелкие девочки, потому что он был няшечкой. И совершенно случайно всплыл еще один момент. Поэтому я решила не ограничиваться парой-тройкой строк в комментариях, а полноценно и аргументированно описать свою позицию. А вопрос такой: могут ли ученики ставить оценки друг другу?

О чем шла речь? Старшие классы принимают так называемый «зачет» у более младших. Одноклассники принимают зачет/экзамен/что-то на оценку друг у друга. Почему мне это не нравится? Подчеркну, это сугубо мое мнение, основанное на моем ученическом и учительском опыте. Может быть, мне просто не попадалась удачно организованная работа по взаимному оцениванию.

Итак:

1. Учитель 5 лет учился в вузе. Его там учили и грамотной системе оценивания. Это работа, которую надо уметь правильно выполнять (и которую, кстати, нельзя перекладывать на других). Ученики такое не умеют, они этому не учились. Да и работать не имеют права. И вообще, выставление оценки – прерогатива учителя.

Кроме того, учитель ведь учитывает и некоторые другие моменты. Скажем, Вася ответил гораздо лучше, чем обычно, у другого это была бы тройка, но для Васи это огромный шаг вперед, можно где-то и четверку поставить.

2. Где гарантия, что дети объективно оценят друг друга, даже если им дать очень точные критерии? Есть ли уверенность, что хорошую оценку поставят заслуженно, а не потому, что они дружат с Пашкой-Машкой и обижать неудобно? Или, наоборот, занизят оценку недругу? Причем дети-то ведь сейчас неглупые. Они двоечнику пять не поставят, а так и скажут:

- Слушай, ты можешь не отвечать, я скажу, что ты на трояк сдал. Сам понимаешь, если на 4-5 – не поверят.

Кроме того, есть дети, которым сколько эти критерии не долби – они не поймут просто. Что далеко за примером ходить, вот я получала второе высшее. Мой одногруппник тоже. Он историк по первому, плюс вот иняз. Так когда мы делали тест, а преподаватель потом говорила ответы, типа: «Первое – а, второе – г», он просто не понимал, что делать. Что надо плюсы ставить где правильно, и минусы, где неправильно. Я и свою, и его работу проверяла. И это взрослый. Учитель, кстати, по всем двум образованиям. А детей у меня сколько было таких… Говоришь:

- В пятницу в 4.

- Да, я поняла, в четверг в пять.

А придет вообще во вторник в шесть. Вот как таких поставить проверять?

3. Психологический аспект. У них между собой самые разнообразные взаимоотношения. Сегодня дружат, завтра ссорятся и так далее. И добавлять ко всему этому «компоту» еще ответственность за оценку (Поставить объективно гаду? Обидно. Или, наоборот, лучше навредить? Вроде опасно. Но хочется. Жалеть ведь потом буду.) со стороны взрослых по меньшей мере не очень хорошо.

И еще очень неприятно, когда младшие классы заставляют сдавать старшим. У нас в одной из школ (кстати, вот буквально на днях писала про эту школу и про ее директора) принято так: 5 класс сдает, например, десятому. Есть список. Допустим, 5-классник Петров должен сдать 10-класснику Иванову. То есть он должен его опознать, отловить на перемене, уговорить принять (а тот может и послать до того момента, когда он будет не занят). Есть ведь дети робкие. Они стесняются просто. Он как, зайдет в класс и заорет: «Кто тут Иванов, я ему зачет сдать должен?» Не все ведь так смогут. И еще вопрос, что этот Иванов сам из пятого класса помнит. Вот и получается: кому-то просто так по дружбе поставят, кому-то за шоколадку, кто-то все вызубрит и его 10 раз спросят и еще морально опустят, кому-то вообще оценку забудут поставить (был такой случай).

Еще у меня было. Девочке за домашнюю работу постоянно ставили двойки. Ладно, мама сама была учителем в другой школе, показала ее тетрадь тамошним математикам. Оказалось, все правильно. Пришла в школу. А там, оказывается, во время продленки учительница проверяет одну тетрадь и дает ее как образец нескольким девочкам, чтобы они по ней проверяли остальные и ставили оценки. Вот они и ставили. Они с этой девочкой поссорились просто.

Так вот, когда ко мне в вузе ученики подходили на тему: «А давайте я Кузькину сдам, он же вам рассказал на пять», я обычно отвечала:

- Ну, зачем же Кузькину? Я великолепно все у вас приму сама, не переживайте, у нас времени хватит.

Даже мелочи, вроде неправильных глаголов или алфавита они сдавали мне и только мне. Я успевала. Даже в школе успевала, причем укладывалась в урок. Просто делила класс на две группы, одни сегодня сдают, другие завтра. Или даже на три, если надо было. Но я времени не тратила: начал экать и мекать – иди отсюда, будешь сдавать с другой группой.

К счастью, в школе, где учится моя дочь, принята стандартная система оценивания, то есть это делают учителя. Максимум – они на уроке русского меняются тетрадями, проверяют друг у друга и ставят оценки. Но эти оценки в журнал не идут, это как бы для себя.

Не знаю, возможно, я не права. Может быть, я просто столкнулась с плохой организацией процесса, а детям это очень полезно и нужно.

Но я постаралась объяснить свою точку зрения, а вы, если не согласны, объясните мне в комментариях свою. Может, мы совместно и родим истину. ))))) Как вы считаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!