Дочь уже несколько раз писала об этом мальчике, и я тоже. Был даже некоторый период взлета (почитать можно по ссылкам снизу). Но теперь мы обе уже как-то утомились.
***
Во-первых, изложу вводные данные. Со мной созвонились по телефону, спросили насчет недорогого репетитора для выполнения домашнего задания и изъявили желание приступить «как можно быстрее». Сказали, что мальчика будет привозить-увозить дедушка.
Дедушка первый раз даже не переступил порог. Сунул дочери мальчика, деньги и убежал. Она даже номерами телефонов с ним обменяться не успела. Честно говоря, я думала, он зайдет, на уроке посидит, посмотрит, что и как.
После первого занятия стало понятно, что мальчик очень смутно помнит свою домашку. Тогда дочь написала его маме и попросила, чтобы та предварительно ей высылала домашнее задание. Та высылает. Но никогда не интересовалась успехами мальчика, ходом уроков, да вообще чем-либо. А в последнее время и домашку перестала высылать.
Мальчика теперь приводят и ставят под дверь. Стучат и исчезают. То есть дочь открывает дверь – он там стоит. Когда отпускает – звонит дедушке и сообщает, что мальчик вышел.
Как выразилась дочь:
- Такое ощущение, что он всех достал со своей домашкой, и поэтому его рады сплавить хоть на час – чтобы отдохнуть.
Теперь непосредственно по поводу уроков. Просто расскажу несколько эпизодов.
***
В этот раз мама не прислала домашнее задание. Мальчик говорит:
- Мне надо учить гласные звуки.
Хотя они их учили на прошлом уроке. Хорошо, начинают учить. Через какое-то время:
- Ой, я перепутал, надо сделать в рабочей тетради.
Делают.
- А это я пошутил, нам не надо.
Дочь пишет его маме. Оказалось, надо учить согласные звуки. Ну что, времени осталось мало, что уж успели. Получил он «трояк» за них (и это еще удивительно, как она его хоть на «три» вытащила).
***
На стуле не сидит от слова вообще. Либо падает, либо, как говорит дочь, «то ли сидит, то ли стоит». И она каждый раз ему:
- Сядь на стул полностью.
Хотя хочет сказать:
- Сядь на стул всей … хм… попой.
Все время роняет колпачок от ручки и лезет за ним под стол. Или просто так лезет. В результате дочь запретила ему лезть под стол:
- Можно лезть, только если за колпачком.
А сама подло колпачок держала в руке. Так что какое-то время он мужественно сидел.
***
А это уже слышала лично я. Он все время что-то бормочет, бубнит, поет, шипит, свистит – в общем, издает всякие звуки. Дочь говорит, что его любимый звук – это (ладно, я описательно скажу) издавать ртом те звуки, которые люди обычно издают попой. И она не знает, как ему сказать.
- Замолчи? Прекрати? Не шуми?
Зато есть и плюс – он с легкостью освоил и межзубные, и все трудные английские звуки. Потому что, как опять же говорит дочь:
- Да он может любой звук издать, любого языка в мире.
***
Не дает с собой работать. Пытается спорить.
- Какая, какая буква? А ты докажи. А я не буду писать, я не хочу. Мне некогда, ты что, не видишь, я думаю. Нет, это не эта буква, ты же сама сказала, что вот эта.
Если пишет – загораживает тетрадь рукой и не дает посмотреть.
Бесполезно говорить что-то вроде:
- Зато сейчас сделаешь домашку – дома не надо будет.
- А и дома не буду делать.
- Так мама проверит.
- А она теперь в английский не заглядывает.
Ага, че заглядывать. Сняли же головную боль, сдали человеку.
Не действует аргумент о «двойке».
- Ну и что?
***
Иногда специально пытается сорвать занятие. Допустим, начинает скрести рукой под стулом. И обеспокоенно спрашивать:
- А что это за звук? Откуда?
На что дочь ехидно говорит:
- Какой звук? Я ничего не слышала.
***
Единственное, что пока действует – это повышение голоса со стороны дочери и жесткая интонация. Причем исключительно приказной тон, как у дрессировщика. То есть я минут пять сидела, слушала:
- Возьми ручку. Ручку возьми. Взял? Так. Пиши. Нет, пиши. В тетради пиши. Нет, положи учебник. В тетради пишем. Ручкой. Ручка у тебя в руке. Да, это ручка. Вот тетрадь. Подбери ручку. Пиши. Не роняй тетрадь. Бери ручку. Не рви тетрадь. Пиши.
***
Так-то понятно, он границы прощупывает. Плюс все-таки перед ним не взрослый человек, а школьница – поэтому он наглеет. У меня тоже такого типа мальчик был, я вот здесь писала: «Ученик против репетитора: история одного противостояния».
В общем, я пока посоветовала вот что:
- Сразу угрожать позвонить маме. Обычно это хорошо действует. Заодно и у мамы претензий будет меньше.
- Не давать втягивать себя в спор. Никаких «докажи, покажи». Это так, потому что я так сказала. Мне платят за то, чтобы я тебя учила, а не за то, чтобы я тебе что-то доказывала.
- Не особо отвечать на вопросы, либо отвечать односложно. Знаете, как они любят? «А почему я должен это делать? А зачем мне это учить? А кто это придумал?»
Дочь отвечает просто:
- Потому что так велела твоя мама. Все вопросы к ней.
И, предваряя замечания лучезарных идеалистов на предмет увлечь и заинтересовать. Не предлагайте! Не увлечешь и не заинтересуешь. Во-первых, дочь пыталась, и как только не пыталась. И интерактив, и раскраски, и карточки, и чуть не песни-пляски. Бесполезно, тогда вообще учеба мимо, все только в развлечения уходит. Тем более, что перед ней поставили четкую задачу – выполнять домашнее задание, а не развлекать, развивать интерес и прочее. Во-вторых, с ребенком явно должны работать как минимум логопед и дефектолог. В-третьих, работать надо командой во главе с заинтересованными родителями. А вы читали выше, какая уж тут заинтересованность.
Так что задача стоит такая: сделать занятия максимально комфортными и наименее нервозатратными для обеих стороны. ))))) Пока дочь как-то справляется, но уже несколько мрачнеет в дни, когда у нее должен быть этот мальчик.
Что бы вы посоветовали?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Понятно, что последний вариант – это просто отказаться от занятий. Он всегда есть, но дочь все-таки хочет побороться. Ибо что это за начинающий репетитор, который уже клиентами разбрасывается.
Предыстория про этого мальчика:
О школе из первых уст: как я прошла посвящение в репетиторы
О школе из первых уст: три мифа о репетиторстве
Как моя дочь все-таки заинтересовала своего ученика английским
Вот о чем я писала 24 декабря в прошлом году:
Как мой ребенок пел песни, а я сгорала со стыда. И все из-за дедушки!
В 2018 году:
Умеет ли современная молодежь пользоваться благами всемирной паутины