Попытка демонополизировать железные дороги?

Пока все радостно обсуждают как смачно навернулся коптер "Почты России", на рельсах происходят не менее интересные вещи чем в небе

В прошлую пятницу Медведев подписал распоряжение о внесении в госдуме проекта федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Звучит, конечно, внушающе, но что же скрывается за этим?

К сожалению, сам текст законопроекта я найти не смог, возможно, он появится в паблике ближе к первому чтению. Поэтому будем довольствоваться общими словами из описания законопроекта с сайта Правительства

Итак. Цель законопроекта:

Формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования

Звучит внушающе, но ни черта неясно. Давайте дальше

Законопроектом в качестве основного механизма организации перевозок предусматривается проведение конкурсов на право заключения договора об организации регулярного пассажирского сообщения (далее – организационный договор)

Конкурсы на пригород допускаются законом и уже проводились. Без конкретики неясно, что под этим понимается...

Что же законопроект ещё предусматривает?

1. разграничение ответственности в организации пригородных перевозок (за субъектами Федерации) и перевозок в дальнем следовании (за Российской Федерацией), определение порядка взаимодействия между организаторами и всеми участниками рынка регулярных пассажирских железнодорожных перевозок

2. оптимизацию функции государственного управления организацией регулярных пассажирских железнодорожных перевозок, формируя единые центры ответственности и объединяя в организационных договорах параметры объемов и качества транспортного обслуживания населения, тарифную политику и размеры государственной поддержки

3. создание возможности формирования долгосрочных программ развития регулярных пассажирских железнодорожных перевозок, улучшения качества транспортного обслуживания населения, оптимизации производственных технологий и обновления пассажирского подвижного состава

Регионы в процесс вовлечены давно, второй пункт тоже не выглядит новинкой, третий вообще вода водой

Нацелено это всё на:

- доступность услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего и пригородного сообщений

- предоставление гарантированного объёма услуг по перевозке пассажиров на условиях, определяемых государством с учётом фактических потребностей населения в перевозках, уровня потребительских цен и платёжеспособного спроса

- контроль за надлежащим исполнением условий организационного договора, в том числе за издержками перевозчика при организации транспортного обслуживания

Звучит красиво, но ничего особо нового я в этой истории не вижу. Сейчас всё работает более-менее по такому алгоритму

Предлагаемый законопроектом механизм исключает естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок и обеспечивает поэтапный переход от регулирования пассажирских перевозок в соответствии с законодательством о естественных монополиях к государственному регулированию через заключение организационных договоров с сохранением регулирования услуг по использованию инфраструктуры

Избавиться от естественно монопольного характера одним подписанием бумажек, конечно, не получится, такие вещи по росчерку пера не делаются. В общем и целом сабж похож на формальное обозначение того, что реформы на ЖД будут продолжены. А вот как и каким образом - вопрос интересный

Поживём-увидим к чему приведёт очередной набор реформ. Пока остаётся только следить за этой историей дальше