"Демон" - летательный аппарат не имеющий аналогов в мире

27.03.2018

Внедрение новых технологий – процесс не быстрый, и до реального применения на практике, все революционные разработки проходят период «обкатки». Военная авиация не исключение и сейчас, когда в тренде истребители 5-го поколения, конструкторы задумываются о новой ступени технической эволюции работая над самолетами будущего.

Будущее, и ближайшее будущее, это боевые машины шестого поколения, которые, разумеется, будут еще более совершенным и грозным оружием. Одним из переходных летательных аппаратов, безусловно, является турбореактивный беспилотный самолет «Demon», который впервые поднялся в воздух с аэродрома на британском острове Уолни в Камбрии 17 сентября 2010 года.

Главная особенность этой машины в том, что это первый в истории летательный аппарат, который обходится без какой-либо механизации крыла (элеронов, закрылков и рулей). Все подвижные элементы оперения на «Demon» всё же присутствуют, но они отключаемые, и их оставили для того, чтобы сравнивать поведение машины при управлении классическим и новым способами.

Родовое гнездо «Демона» - кооперация транснационального аэрокосмического и оружейного гиганта BAE Systems, университета Крэнфилда (Cranfield University) и девяти других организаций Великобритании. Сам самолет был построен в рамках программы FLAVIIR (Flapless Air Vehicle Integrated Industrial Research - Интегрированное промышленное исследование летательного аппарата без управляющих поверхностей), и финансировался уже упомянутой компанией BAE Systems, а также британским Советом по инженерным и физическим научным исследованиям (EPSRC).

В ходе испытаний самолет уверенно выполнял развороты, набирал высоту, выходил из пикирования и совершил благополучную посадку. Нужно отметить, что обычные, привычные нам самолеты во время совершения маневра изменяют давление на крыле или руле направления с помощью аэродинамических поверхностей, в то время как «Demon» использует для этого систему струйного управления полетом FLAVIIR. Принцип работы системы выглядит достаточно просто: турбокомпрессор нагнетает воздух через щели в задней кромке крыла и струи воздуха увлекают за собой пограничный слой потока воздуха, который проходит над верхней частью крыла.

Благодаря этому, сверху крыла давление понижается, а снизу повышается и если подавать воздух только на одно крыло, самолет накренится. Точно по такому же принципу управляется и вектор тяги двигателя: на мощную «тяговую» струю воздействуют струями сжатого воздуха. Изменяя направление струй, их силу, можно совершать любые маневры.

Несмотря на то, что новая система оказалась сложна и дорога в разработке (на нее потратили 6,2 млн фунтов стерлингов), конструкция «Демона» получилась довольно простой. Фактически вся механика самолета состоит из турбореактивного двигателя, блока клапанов для струйной системы управления и шасси. Крылья не содержат никаких движущихся деталей, имеют обычные толщину и профиль, за исключением закругленной задней кромки. Опытный БПЛА весит 90 кг, имеет размах крыльев около 2,5 м и скорость полета 130 - 280 км/ч.

FLAVIIR – уникальная концепция, которая сделает ненужной всю сложную начинку крыла современных самолетов: сервомоторы, силовые элементы выдвижных конструкций, электропроводку, системы обогрева и контроля и т.д. Кроме существенного упрощения конструкции, облегчения обслуживания, также существенно повысится безопасность авиатранспорта. Кроме того, применение струйной системы управления на военных самолетах снизит их радиолокационную заметность. В ближайшее время стоит ожидать внедрения ряда технических решений FLAVIIR в военных беспилотных самолетах, что серьезно повысит их живучесть.

К сожалению, резюмируя рассказ о британской разработке остается посетовать, что в этой сфере Запад находится впереди нашей страны, и в плане развития современных беспилотников Россия находится в роли догоняющего. Однако, вера в гениальность наших конструкторов жива, и возможно, что в самое ближайшее время наши КБ порадуют нас проектами, ничуть не уступающими тем, над которыми работают «проклятые буржуи»…

© Андрей Рухлов