"Илья Муромец" (С-22) - первый в мире бомбардировщик

01.11.2017

Отечественная авиация не случайно занимает лидирующее положение в мире и нет ничего удивительного, что наши самолеты не только не уступают, а подчас превосходят зарубежные аналоги. Что бы не говорили прозападные историки, первый самолет построил Александр Федорович Можайский, а вовсе не братья Райт, да и дальнейшие разработки наших конструкторов всегда были на шаг впереди тех работ, которые проводились за границей.

Одной из славных страниц русского авиастроения является самолет С-22, больше известный как «Илья Муромец», который с 1913 по 1918 года, выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе («Руссо-Балт»).

Знаменитый самолёт был создан авиационным отделом завода «Руссо-Балт», под руководством коллектива, который возглавлял Игорь Иванович Сикорский (в 1919 году он эмигрировал в США и прославился конструированием вертолётов) и эта машина, на момент создания, стала уникальной и единственной в своем роде.

(Игорь Сикорский)
(Игорь Сикорский)

Забегая вперед, стоит отметить, что именно «Муромец» вписан в историю мировой авиации как первый в мире пассажирский самолет и первый многомоторный бомбардировщик. Помимо этого, С-22 поставил целый ряд мировых рекордов, таких как рекорды грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.

Предшественником «Ильи Муромца» стал самолёт «Русский витязь» - первый в мире четырёхмоторный самолёт, который тоже был спроектирован на «Руссо-Балте» под руководством Сикорского.

Первый полёт «Русского витязя» состоялся в мае 1913 года, а 11 сентября того же года единственный экземпляр самолёта был сильно повреждён сорвавшимся с самолёта «Меллер-II» двигателем. Сикорский принял решение не восстанавливать самолет, и в кратчайшие сроки спроектировал «Илью Муромца», первый экземпляр которого был построен уже в октябре 1913 года.

Все основные детали самолёта были сделаны из дерева, верхнее и нижнее крылья собраны из отдельных частей, соединенных по разъемам. Размах крыла С-22 был равен 32 метра, а полная площадь крыла - 182 квадратных метра. Также на первый экземпляр «Ильи Муромца» были поставлены немецкие моторы «Аргус» (Argus) мощностью 100 л.с. каждый (в дальнейшем ставились и другие типы моторов, в том числе и разработанный в 1915 году российский Р-БВ3).

Уже 12 декабря 1913 г. самолёт установил рекорд грузоподъёмности - (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг). А 12 февраля 1914 в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский. В демонстрационных целях самолёт совершил много полётов над Петербургом и пригородами. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть необычайно большой для того времени самолёт. Сикорский был уверен в своём самолёте, и пролетал над городом на небольшой для того времени высоте - всего 400 метров. В то время пилоты одномоторных самолётов избегали полётов над городами, т.к. в случае отказа мотора вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой. На "Муромце" было установлено 4 мотора, поэтому Сикорский был уверен в безопасности самолёта.

(С-22 - "Илья Муромец")
(С-22 - "Илья Муромец")

Даже поломка двух из четырёх моторов ещё не обязательно должна была заставить самолёт опуститься. По крыльям самолёта во время полёта могли ходить люди, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца» (выход на крыло во время полёта проделал сам Сикорский, чтобы убедиться, что при необходимости лётчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе). На тот момент это было совершенно новым и производило большое впечатление.

Именно «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Впервые в истории авиации у него была отдельный от кабины пилота салон, со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом.

В конце июля Военное ведомство сделало заказ на 10 самолётов этого типа. К началу Первой Мировой войны (1 августа 1914 г.) было построено 4 «Ильи Муромца», и все они были переданы в армию, в императорский военно-воздушный флот. 2 октября 1914 г был подписан контракт на постройку 32 самолетов "Илья Муромец" ценой по 150 тыс. руб. Общее число заказанных машин составило 42.

10 декабря 1914 года можно считать днем рождения отечественной бомбардировочной авиации, когда царь Николай II подписал указ о реорганизации армейской авиации, которая с этого момента была разделена на тяжелую и легкую. В тяжелую вошли бомбардировщики и это авиационное подразделение получило название Эскадра воздушных кораблей (ЭВК).

Появлением эскадры Россия обязана двум людям: Игорю Сикорскому и Михаилу Шидловскому. Поступившие в русскую армию «Муромцы» вначале использовались на фронте разрозненно, но опыт боевых операций показал, что это неэффективно. Тогда председатель правления «Руссо-Балта», Михаил Шидловский, выступил с инициативой объединения сил бомбардировщиков. Его же в 1914-ом году и назначили командовать созданной эскадрой – первым в мировой истории соединением тяжелых самолетов.

Эскадра в составе десяти С-22 начала действовать на фронте с февраля 1915 года. Дальность полета в 500 километров позволяла выполнять рейды в глубокий тыл противника. Поначалу для обороны самолета в воздухе экипажу хватало пары пулеметов и нескольких карабинов, но с появлением у противника истребителей, вооружение «Ильи Муромца» пришлось усилить и на одной из последних модификаций имелось уже восемь огневых точек. Рассматривался даже вариант вооружения С-22 небольшой пушкой. Осенью 1915 г, один из них впервые в истории авиации поднял в воздух и сбросил бомбу громадной для того времени массы — 25 пудов (400 кг).

К 1916 году, отставая от европейских стран в истребителях, Россия имела подавляющее превосходство в тяжелой бомбардировочной авиации, в которой находилось уже более тридцати «Муромцев». Всего было выпущено около 80 самолётов «Илья Муромец». В период с 30 октября 1914 г. по 23 мая 1918 года было потеряно и списано 26 самолётов этого типа. Причём из них было сбито или получило в результате боёв неремонтопригодные повреждения всего 4 шт., остальные погибли или из-за технических неисправностей, ошибок пилотирования, или стихийных бедствий, таких как буря и ураган.

© Андрей Рухлов