Стелс для Адольфа Гитлера

06.10.2017

Существует мнение, что продлись Вторая Мировая война чуть дольше, ее исход мог оказаться совсем другим. По многочисленным документам и свидетельствам в лабораториях Третьего Рейха действительно разрабатывалось оружие, намного опережавшее время, и Гитлер, до последнего надеявшийся переломить ход войны, наверное, имел для этого основания. Нацистские ученые и конструкторы трудились над созданием атомной бомбы, двигателей для межконтинентальных баллистических ракет и в том числе… над первым в мире «самолетом-невидимкой».

ИСКУССТВО НЕВИДИМОСТИ

Во все времена одним из залогов успешных боевых действий была внезапность, а самые сокрушительные военные удары всегда наносились неожиданно для противника. С появлением радаров возникла необходимость сделать невидимой военную технику и самой разрекламированной в мире в этом направлении считается технология «стелс» (от англ. stealth - втихомолку, украдкой).

Говорить об «уникальности и неуязвимости стелсов» мы не будем. Невидимые недостатки «невидимок» всплыли на поверхность как во время операции «Буря в пустыне», так и период бомбардировок Югославии, когда сербские ПВО сбили как минимум три самолета «F-117». Гораздо интересней, что первые разработки «самолета-невидимки» велись еще в нацистской Германии, откуда, к слову сказать, они и попали в Соединенные Штаты.

Во время Второй Мировой войны в сфере военных разработок Германия существенно опережала как США, так и Советский Союз, обладавший огромным научным потенциалом. С 1943 года основные надежды нацистов на перелом в войне были возложены на новые технологии, способные произвести на свет «оружие возмездия» – вундерваффе (wunderwaffe). В проекте со столь амбициозным названием достойное место отводилось авиации и созданию новейших немецких бомбардировщиков, которые должны были превосходить все существовавшие аналоги в скорости, дальности полета и повышенной скрытности от обнаружения радарами противника.

Командующий люфтваффе Герман Геринг ставил перед конструкторами вполне определенные цели: бомбардировщик должен был доставлять груз в 1000 килограммов, на расстояние в 1000 километров и развивать скорость 1000 км/ч. Выполнением этой задачи занялись братья Хортены – авиаконструкторы, предложившие создать первый в мире реактивный самолет по аэродинамической схеме «Летающее крыло» ("Unsichtbar").

БРАТЬЯ ХОРТЕНЫ

Реактивный бомбардировщик «Horten Ho-229» был поистине уникальным проектом для того времени. Нынешний американский «B-2» внешне почти копия машины созданной Реймаром и Вальтером Хортеном в 40-е годы. «Ho-229» был изготовлен главным образом из дерева, фактически не имел фюзеляжа как такового и мог развивать скорость до 970 км/ч! Хортены хотели создать самолет с минимальным сопротивлением и поэтому у «Ho-229» отсутствовало вертикальное оперение, а управление по курсу осуществлялось спойлерами, установленными на крыле.

Самой же революционной идеей стало предложение Реймара Хортена покрыть самолет смесью из древесноугольной пыли с древесным клеем, благодаря чему поверхность должна была поглощать электромагнитное излучение. По задумке немецких конструкторов такое покрытие в сочетании со специальной формой должно было сделать «Ho-229» незаметным для радаров противника.

Стимулом к созданию самолета, который был бы неуязвим для наземных противоздушных сил, была не только тяга к авиаконструкторству, но и месть за третьего брата – Вольфрама, который погиб в 1939 году во время налета немецких бомбардировщиков на французский город Дюнкерк. Да и в памяти Вальтера Хортена, военного летчика, навсегда осталась воздушная битва за Британию в 1940 году, когда он потерял более сотни сослуживцев.

В 1930-ые годы Германия, несмотря на Версальский договор, по которому ей запрещалось иметь новейшие образцы боевой техники и вооружений, переживала настоящий взрыв полуподпольного интереса к авиации. В стране открывались «гражданские аэроклубы», в которых списанные после первой мировой войны ветераны обучали немецких подростков тонкостям авиадисциплин.

В эту общенациональную струю попали и братья Хортены, которые еще детьми собирали полноразмерные деревянные авиамодели в доме своих родителей. Первый их планер «Horten I» полетел еще в 1931 году, когда Вальтеру Хортену едва исполнилось 16 лет. Знания, полученные в работе над ним, он продолжал развивать во всех дальнейших проектах и пришел к выводу, что «чистое крыло» имеет гораздо меньшее аэродинамическое сопротивление. В 1936 году Реймар и Вальтер поступают в люфтваффе, но активно продолжают свою конструкторскую деятельность. Испытание одного из созданных ими двухмоторных планеров заканчивается не очень удачно и, помимо бесценного опыта, Реймар получает перелом челюсти, а Вальтер остается без нескольких зубов.

К 1939 году их проекты получают известность и работами Хортенов заинтересовывается Эрнст Хейнкель – знаменитый немецкий авиаконструктор. Он предлагает помощь в развитии их разработок, однако переговоры с ним заходят в тупик из-за желания Хейнкеля регистрировать все последующие патенты на свое имя. Схожая ситуация получилась и при общении с Вилли Мессершмиттом, которое также закончилось безрезультатно.

Наиболее существенную поддержку в создании реактивных самолетов оказал Хортенам Герман Геринг, воображение которого захватила необычная компоновка самолета. Именно шеф люфтваффе приказал как можно скорее подготовить моторную версию образца и начать испытания в кратчайшие сроки.

Реймар Хортен был ведущим разработчиком проекта, а «Horten Ho-229» стал итогом более чем десятилетней работы братьев. Первый полет «Horten Ho-229» состоялся 1 марта 1944 года в Геттингене, а к запуску в серийное производство бомбардировщик был готов в начале 1945-го. 12 марта «Horten Ho-229» по личному приказу Геринга был включен в «срочную истребительскую программу», но время работало против немцев и поставить самолет на вооружение они так и не успели.

14 апреля 1945 года завод в Фридрихсроде, где проводилась сборка, был занят 8-ым корпусом 3-ей армии США. К тому времени в воздух поднимались лишь два «Ho-229» и на различных стадиях изготовления находились еще шесть машин. Один из трофейных самолетов был разобран и вместе с захваченными чертежами переправлен в США, где, судя по всему, хранится на складах правительства и по сей день. Вероятно, что многое из проекта братьев Хортенов американцы позаимствовали для создания своего первого "самолета-невидимки" «F-117A Nighthawk» в начале 1980-х годов.

ВОССОЗДАНИЕ «HO-229»

Эффективность «Ho-229» не была доказана в реальных боевых действиях, но этот вопрос интересовал многих экспертов аэрокосмической отрасли. Осенью 2008 года в калифорнийской пустыне инженеры оборонной компании Northrop-Grumman (принимавшей участие в создании невидимки «B-2») по сохранившимся чертежам и единственному прототипу построили копию «Ho-229». В воссоздании были учтены все технологические нюансы, но, в отличие от оригинала, копию строили без расчета запуска.

Тесты на «невидимость» прошли в январе 2009 года и, как показали эксперименты, крыловидность и обтекаемость действительно давали ему существенные преимущества перед системами ПВО. Вдобавок, при изучении прототипа было выявлено, что на передних частях самолета между листами фанеры, находился материал углеродистого типа, назначение которого вряд ли может быть иным, кроме как для борьбы с радарами.

Если верить испытаниям, то во время Второй Мировой войны британская противовоздушная оборона могла засечь этот бомбардировщик на расстоянии 129 километров, в то время как обычный самолет был виден за 160 километров. Разница, казалось бы, небольшая, но, учитывая сумасшедшую по тем меркам скорость «Ho-229», время подлета к Британии снижалось с 19 до 8 минут! А это обстоятельство, согласитесь, существенно осложняло задачу британским истребителям.

Конечно, один, даже сверхсовременный самолет, запущенный в массовое производство, вряд ли мог изменить исход всей войны, но, вполне вероятно, что Германия смогла бы выиграть время, которого ей не хватило для создания первых ядерных зарядов. И, к слову сказать, по иронии судьбы «Ho-229» не успел попасть в массовое производство еще и потому, что Реймар Хортен разрывался между ним и другим, даже более важным и срочным проектом - «Ho-18 America-bomber». Это был огромный стратегический бомбардировщик с шестью двигателями, который, по замыслу Гитлера, должен был доставить будущие атомные бомбы в Нью-Йорк или Вашингтон.

ФИНАЛ

После войны Реймар Хортен эмигрировал в Аргентину, где продолжал проектирование и строительство двухмоторных планеров на основе «Летающего крыла». Коммерческого успеха это не принесло, и Реймар Хортен ушел из жизни на своем ранчо в 1994 году в возрасте 79 лет. Вальтер Хортен остался в Германии и стал офицером послевоенной немецкой авиации. Он прожил 85 лет и умер в Баден-Бадене в 1998-ом.

Разработки авиаконструкторов Хортенов живы в памяти многих энтузиастов по всему миру и остается только порадоваться, что свой боевой потенциал они так и не использовали…

© Андрей Рухлов