Творцы Апокалипсиса

05.10.2017

Режиссер Роланд Эммерих о фильме «2012»:

«… Целый фильм я делаю потому, что был очень вдохновлен тем, что в Google по запросу «2012» Вы получаете 240 миллионов результатов! Это очень много. С этой датой связаны переживания людей о конце света, так как по календарю древних Майя год 2012 - последний. Я решил снять кино, показывающее какую-то часть переживаний людей, связанных с этой датой».

2012

Цифры, которые озвучил Эммерих, уже устарели. Google по тому же запросу теперь выдает 270 миллионов страниц. И, похоже, это далеко не предел. Возникший интерес к этой дате уверенно перерос в обеспокоенность, и очень не хочется думать, что вскоре она обернется массовой истерией.

СМИ пестрят прогнозами и предсказаниями на тему конца света. Один за другим выходят фильмы, в которых каждый новый Апокалипсис предстает еще «красочней» предыдущего. Гипотезы видных ученых заставляют задуматься даже закоренелых скептиков, а время тикает и до зловещего дня – 21.12.2012 - его остается все меньше…

Фильм «2012» снимался «в тему»: актуально и зрелищно. Я давно не видел, чтобы люди шли в кинозал с такими серьезными лицами. Фильм-катастрофа – особый жанр, жанр, на который ходят не для того, чтобы пообниматься на последнем ряду. Интересно, что самые кассовые фильмы человечества – это именно катастрофы, и первым в списке идет до сих пор никем не побежденный «Титаник» (1997), собравший в кинотеатрах 1 млрд. 845 млн. долларов!

Что привлекает нас в фильмах, где показана массовая гибель людей? Это вопрос к психологам, но вряд ли даже у них будет единое мнение на этот счет. Возможно, мысли о судном дне - это тяжелый атрибут христианства; возможно, что-то другое, но очевидно, что к теме Апокалипсиса человек неравнодушен. Вот только, пока одни готовятся к ритуальным самоубийствам на этой почве, другие пользуются моментом и зарабатывают деньги. Слухи о конце света помогают в махинациях с недвижимостью и фондовым рынком, в спекуляциях на вере и религиозном страхе… И масштабные кинопремьеры играют здесь далеко не последнюю роль.

РАЗВИТИЕ ЖАНРА

Условно фильмы-катастрофы можно разделить на две категории: техногенные катастрофы и природные катаклизмы. В числе первых: те, где «армагедец» носит локальный характер и герои пытаются спастись, к примеру, с тонущего корабля или падающего самолета. Именно с таких фильмов, как «Аэропорт» (1970), «Приключения «Посейдона» (1972), «Гинденбург» (1975) и ведет свою историю жанр катастроф. Вторая категория – природные катаклизмы, обрела популярность в 1990-е годы в связи с бурным развитием компьютерных технологий и спецэффектов. И начиная с этого времени режиссерам стало интересно «уничтожать» нашу планету в глобальном масштабе. При чем сценарии, как правило, навеяны злободневными событиями.

То, что пугает человечество в реальной жизни, моментально проецируется киношниками на экран. Карибский кризис нашел отражение в «Планете обезьян» (1969), а свиной грипп - в «свежем» фильме про зомби «Носители» (2009). Ажиотаж вокруг 2012 года – самый яркий на сегодня пример.

Кстати, по мере развития нашей цивилизации, вариантов конца света становится все больше. Задайтесь вопросом: что угрожало людям в то же средневековье и чего боялись в те времена? На ум приходит разве что эпидемия чумы, незваные космические гости вроде астероидов и кара Божья. Сейчас же помимо, помимо отошедшей на задний план ядерной войны (к ее угрозе все мало-мальски привыкли), существует вероятность нанотехнологической катастрофы, изменения магнитного поля Земли, коллапса экосистемы, последствий глобального потепления… А уж о работе адронного коллайдера и возможном появлении черной дыры прямо на нашей планете и говорить не хочется – страшновато. И это лишь часть.

КАК УБИВАЛИ ЗЕМЛЯН

Стараниями сценаристов и режиссеров люди увидели множество вариантов своего будущего. И, надо признать, что многие из них не кажутся такими уж фантастическими и невероятными. Давайте пробежимся по самым ярким и прикинем, насколько они реальны.

«Зеленый сойлент» (1973). 2022 год. Земля перенаселена и в одном только Нью-Йорке проживает 40 миллионов человек. Из-за загрязнения и парникового эффекта изчезли большая часть водных ресурсов, животных, растительности. Кушать, мягко говоря, нечего и человечество питается некими питательными брикетами из пластика. Фантастика? На момент выхода фильма, возможно, так и было. Большинство ученых считают, что, когда население Земли перевалит отметку 12 миллиардов, все экосистемы планеты будут разрушены, и от 3 до 5 миллиардов людей будут обречены на медленную смерть от голода и жажды.

«Безумный Макс» (1979). Это самый прибыльный фильм за историю человечества. При бюджете в 350 тысяч долларов фильм собрал в мировом прокате в 286 раз больше! Режиссер Джордж Миллер создавал «Макса» во времена нефтяного кризиса и прекрасно показал, как из-за отсутствия нефти человечество деградирует и скатывается в средневековье. Задумайтесь, какой хаос наступит, когда кончатся природные ресурсы – нефть и газ. Думаете, человечество перейдет на другие источники энергии? Давайте надеятся, потому как при нынешних объемах добычи нефти ее хватит еще на 40 лет.

«12 обезьян» (1995). 2035 год. Некая преступная группа выпускает на волю чудовищный вирус, который уничтожает 99% населения планеты. Оставшиеся в живых люди вынуждены жить под землей, не решаясь высунуть нос наружу. Тема избитая и заезженная, но не теряющая актуальность. Обыватели уверены, что в секретных лабораториях ученые придумывают не только лекарство от рака, но и плодят такие вирусы, что не приведи Господь… А уж если смертельная зараза попадет в руки террористов-фанатиков, то наши ряды поредеют гораздо раньше, чем мы думаем.

«Послезавтра» (2004). Один из предыдущих фильмов Эммериха показывает экологическую катастрофу, а именно - глобальный климатический сдвиг. Конечно вряд ли будет так, что мы легли спать зимой, а проснулись в тропиках и полпланеты вымерло, но климат действительно меняется быстро. И эксперты минобороны США уверены в том, что изменения климата способны полностью дестабилизировать политическую обстановку на планете. Представьте себе страны Восточной Европы, которым все труднее прокормить себя из-за падающего поступления продовольствия, воды и энергии. Или Японию, страдающую от затопления и загрязнения запасов пресной воды. На какие территории они будут смотреть в первую очередь?

«Дитя человеческое» (2006). Что может быть страшнее глобального катаклизма и гибели 6 миллиардов людей? Только жизнь, у которой нет продолжения. Представьте себе мир без детей… Массовое бесплодие, из-за которого мир погружается в анархию. Согласитесь, потеря человечеством репродуктивной функции не кажется маловероятной. Если в начале прошлого века 5-7 детей в семье считалось нормой, а женщина могла родить в пятьдесят, не вызвав общественного резонанса, то теперь врачи рекомендуют обзаводиться потомством до 35 лет. Экология, генномодифицированные продукты и ряд других факторов могут превратить общечеловеческое бесплодие в реальность.

…список можно продолжать. Восстание роботов, вспышки на Солнце, потоки гамма-излучений, столкновение галактик, массовое помешательство, вторжение инопланетян… В той или иной степени все эти «наши концовки» имеют право на жизнь. Вопрос лишь: когда?

НАШЕ «СВЕТЛОЕ» БУДУЩЕЕ

Я наблюдал за людьми, которые смотрели последний блокбастер Эммериха. Напряжение от фильма было таким, что зрители забывали хрустеть поп-корном. В полном зале стояло практически гробовое молчание, а единственный комментарий, который я слышал во время просмотра, был на удивление емким: «Охренеть!» Конец света уже не воспринимается как фантастическая ерунда, и значительная часть человечества осознает, что мир подошел к критической точке.

Если смотреть на вещи здраво, то оптимизм относительно светлого будущего нашей цивилизации действительно неуместен. В случае природной катастрофы «свалить» за пределы Солнечной системы не удастся даже через сто-двести лет. NASA тратит 500 млн. долларов, чтобы усилиями 20 тыс. персонала вывести на околоземную орбиту шаттл с семью астронавтами! Поэтому можно с уверенностью утверждать, что конец света наступит задолго до того, как человечество начнет заселять другие планеты. Да и история не дает нам весомых шансов на будущее…

В XVII веке человек уничтожил 3,3 млн. себе подобных. В XVIII и XIX – 5,5 и 16 млн. соответственно. XX век зашкалил – более 100 млн. людей погибло только в войнах. В XXI по логике должен погибнуть как минимум миллиард, а то и все шесть. Единственное, что еще может спасти нас – инстинкт самосохранения, или, попросту говоря - страх. И с этой точки зрения фильмы-катастрофы могут оказать нам неоценимую услугу.


© Андрей Рухлов