2693 subscribers

Музей "Дорога Жизни" в Кобоне - деревушке, через которую прошли сотни тысяч эвакуируемых ленинградцев

217 full reads
535 story viewsUnique page visitors
217 read the story to the endThat's 41% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Январь - особенный месяц для Петербурга. Мы отмечаем даты, связанные с блокадой: годовщину прорыва, годовщину освобождения. Мемориалов, где можно почтить память о тех событиях, немало и в городе, и в окрестностях. Какие-то более "раскручены", а до каких-то редко добираются даже местные жители, не то что туристы.

Мне очень нравятся маленькие музеи, в которых не бывает толп. Они очень уютные, какие-то домашние даже, очаровтельные. Таким является и музей "Кобона: Дорога Жизни".

Музей и "блокадный" храм в Кобоне
Музей и "блокадный" храм в Кобоне
Музей и "блокадный" храм в Кобоне

До Кобоны я много лет хотела, но не могла доехать. На общественном транспорте туда довольно сложно добраться, а машину я пока не вожу. И вот мечта сбылась, когда Музейное агентство Ленинградской области любезно пригласило меня поучаствовать в пресс-поездке по местам Славы.

О других музеях рассказы ещё впереди. А в этой статье вы узнаете о музее в Кобоне, старом и новом, о бывшей школе, о Дороге Жизни и о храме Николая Чудотворца, который во время войны служил пунктом по приёму эвакуированных Ленинградцев.

Информация о посещении - в закреплённом комментарии к этой статье.

Другие статьи и видео на похожие темы: #вов_kseniagidspb #ленобласть_kseniagidspb #музеи_kseniagidspb

Кобона - это небольшая деревушка в очень живописном и интересном месте. Она лежит на берегу Ладожского озера, и через неё прошли судоходные Староладожский и Новоладожский каналы. Благодаря этому здесь с 18 века жизнь была оживлённая и прибыльная.

Фрагмент макета из старого музея в Кобоне (утрачен). Источник фото: https://vk.com/proryv_blokady_leningrada
Фрагмент макета из старого музея в Кобоне (утрачен). Источник фото: https://vk.com/proryv_blokady_leningrada
Фрагмент макета из старого музея в Кобоне (утрачен). Источник фото: https://vk.com/proryv_blokady_leningrada

Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основным пунктов Дороги Жизни (в зимнее время ледовой, в летнее время водной). Через деревню и порт прошло более миллиона эвакуируемых ленинградцев, а также сотни тысяч тонн грузов для блокадного города.

Музей, посвящённый тем страшным дням, в 1980 году открылся в здании деревенской школы и существовал 30 лет. В 2010 году здание было сожжено. При чём оцените степень цинизма: через несколько дней после празднования 65-летия Победы.

К счатью, часть экспонатов удалось спасти. И на их основе была создана новая экспозиция, открывшаяся в восстановленном здании в 2015 году.

Музей "Кобона: Дорога Жизни"
Музей "Кобона: Дорога Жизни"
Музей "Кобона: Дорога Жизни"

По музею нас провела прекрасный экскурсовод, научный сотрудник, местный житель, Наталья Илларионовна Сафонова.

Дорога Жизни

Выставочные залы - это бывшие школьные классы, просторные, тёплые и светлые. В них разместились витрины в виде проржавевших от времени металлических ящиков, наполненных свидетельствами войны.

Музей в Кобоне, основной выставочный зал
Музей в Кобоне, основной выставочный зал
Музей в Кобоне, основной выставочный зал
В этой витрине, например, есть одометр с полуторки, поднятой со дна Ладоги
В этой витрине, например, есть одометр с полуторки, поднятой со дна Ладоги
В этой витрине, например, есть одометр с полуторки, поднятой со дна Ладоги

Экспозиция музея построена на основе дневниковых записей, рисунков, чертежей, воспоминаний Семёна Гельберга, художника и воина, который проработал на Дороге Жизни от первого до последнего дня.

Одна из акварелей, написанных С.А,Гельбергом. Уникальность его рисунков в том, что они цветные, а мы привыкли видеть войну чёрно-белой...
Одна из акварелей, написанных С.А,Гельбергом. Уникальность его рисунков в том, что они цветные, а мы привыкли видеть войну чёрно-белой...
Одна из акварелей, написанных С.А,Гельбергом. Уникальность его рисунков в том, что они цветные, а мы привыкли видеть войну чёрно-белой...

Семён Аронович родился в 1913 году в Днепропетровске, закончил Академию Художеств в Ленинграде. Когда началась война, ему было всего 28 лет, и он уже был деканом архитектурного факультета. Несмотря на полагающуюся бронь, он добровольцем ушёл на фронт.

Копии дневниковых записей С.А.Гельберга
Копии дневниковых записей С.А.Гельберга
Копии дневниковых записей С.А.Гельберга

Всё время службы Гельберг вёл подробные дневниковые записи о том, как была устроена Ладожская военная коммуникация, составлял графики. Также он получил разрешение на ведение фотосъёмки и зарисовок на объектах.

План ледяных дорог, начерченный С.А.Гельбергом
План ледяных дорог, начерченный С.А.Гельбергом
План ледяных дорог, начерченный С.А.Гельбергом

Благодаря сохранившимся материалам можно увидеть историю дороги как бы изнутри, глазами непосредственного участника.

Дорога Жизни - это совершенно уникальный пример функционирования какого-то отдельного участка фронта, такого важного, спасающего в буквальном смысле слова сотни тысяч жизней каждый день: и путём эвакуации, и путём снабжения города всем необходимым. Мне кажется, равного этому отрезку дороги нигде в мире не было за всю историю войн.

Малый макет Дороги Жизни в музее в Кобоне
Малый макет Дороги Жизни в музее в Кобоне
Малый макет Дороги Жизни в музее в Кобоне

Первая зимняя дорога работала 152 дня, было перевезено 365 000 тонн грузов, из которых больше половины - это продовольствие (в основном, хлеб, мука). Из Ленинграда эвакуировано 530 000 человек.

Фото, снятое через окуляр в одной из витрин
Фото, снятое через окуляр в одной из витрин
Фото, снятое через окуляр в одной из витрин

Через месяц работы ледовой трассы в Ленинграде впервые повысили нормы выдачи хлеба на 100 граммов, и с тех пор их регулярно повышали каждый месяц. А легендарные минимальные 125 грамм выглядели так. Настоящие. Сохранённые.

"Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам"
"Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам"
"Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам"

Воспоминания об эвакуации

В соседнем зале главное место занимает огромный кузов "трёхтоннки", в который во время экскурсии усаживаются гости музея. Появляется возможность хоть немного прочувствовать, как проходила эвакуация.

Второй зал музея в Кобоне
Второй зал музея в Кобоне
Второй зал музея в Кобоне
Модель "трёхтоннки" в зимней маскировочной окраске
Модель "трёхтоннки" в зимней маскировочной окраске
Модель "трёхтоннки" в зимней маскировочной окраске

В зале звучат аудиозаписи рассказов свидетелей работы дороги жизни и тех, кто уезжал эвакуацию по ледовой дороге. Поверьте, пробирает до слёз и мурашек.

Ещё здесь сейчас проходит небольшая временная выставка, посвящённая гидрометеорологам, помогавшим поддерживать функционирование Дороги Жизни. Можете полистать галерею, посмотреть.

Выставка, посвящённая работе гидрометеорологов

Видеосвидетельства

Продолжается погружение в тему блокады в просмотровом зале. Пол его - это как будто ледовая трасса со следами протекторов. Дорога ведёт взгляд к экрану, на котором для посетителей демонстрируются фильмы о работе Дороги Жизни, о музее, о поисковых мероприятиях.

Кинозал в музее в Кобоне
Кинозал в музее в Кобоне
Кинозал в музее в Кобоне

В кадр не попали скамейки для зрителей. А ещё гостям здесь разрешают в буквальном смыле посидеть на чемоданах и узелках - они тоже используются как посадочные места.

Я вам предлагаю посмотреть документальный фильм о Дороге Жизни. Но это ещё не конец статьи! Так что возвращайтесь.

В фильме есть кадры из одноимённого музея, находящегося на другом берегу Ладожского озера - в Осинвце. Именно оттуда и начиналась траса Дороги Жизни. У них есть симулятор полуторки, в котором можно попробовать себя в качестве шофёра. Я писала об этом год назад.

Блокадная комната

Блокадная комната в этом музее не совсем соответствует своему названию. Обычно она представляет собой реконструкцию блокадного быта. Здесь же такого нет. Но, думаю, к этому не стоит придираться.

"Блокадная комната" в музее в Кобоне
"Блокадная комната" в музее в Кобоне
"Блокадная комната" в музее в Кобоне

Тут своя интересная идея. Вдоль одной стены находятся двери, за которыми спрятаны фотографии блокадного Ленинграда. На створках можно прочитать воспоминания жителей города.

А по другую стену стоят ящики, навроде тех, в которых вывозили музейные коллекции в эвакуацию. Только в них вещи из 1940-х годов. Вроде бы, простые, но не очень.

Вот, например, лежит футбольный мяч. Ну и что в нём особенного? Не поймёшь, пока не возьмёшь его в руки. Он очень тяжёлый, не с воздушной камерой, а набитый опилками или песком (точно не знаю).

Музей "Дорога Жизни" в Кобоне - деревушке, через которую прошли сотни тысяч эвакуируемых ленинградцев

А ведь таким мячом в Ленинграде летом 1942 года играли знаменитый "блокадный матч"! Только представьте, какие силы требовались измученным ленинградцам, чтобы не просто выйти на поле, но и гонять такой "снаряд".

Поэт и военный корреспондент А.А.Прокофьев

В музее с самого начала его существования часть экспозиции была посвящена литературной деятельности и жизни Александра Прокофьева. Знаменитого выпускника кобонской школы, поэта, военного корреспондента, автора произведений о войне и блокаде.

Памятник поэту Прокофьеву перед музеем в Кобоне
Памятник поэту Прокофьеву перед музеем в Кобоне
Памятник поэту Прокофьеву перед музеем в Кобоне

Он готовил репортажи с передовой и ещё, как и его коллеги, выступал с обращениями по радио к ленинградцам. А про Кобону написал такие строки:

Когда мой Ленинград узнал блокаду,
Моя Кобона думала о нем,
Она, чтоб билось сердце Ленинграда,
Не раз, не два стояла под огнем.
Такое время трудно позабыть ей,
Была готова трижды умирать,
Она была то проводом, то нитью,
Такими, что не сжечь, не оборвать!

Памятник Прокофьву, стоящий перед входом в школу-музей, создал его друг, скульптор Михаил Аникушин. На обратной стороне можно разглядеть отпечатки его рук и автограф.

Автограф и отпечатки рук скульптора Аникушина на памятнике поэту Прокофьеву (1917 - год рождения Аникушина, 1980 - год создания памятника, 1981 - год установки)
Автограф и отпечатки рук скульптора Аникушина на памятнике поэту Прокофьеву (1917 - год рождения Аникушина, 1980 - год создания памятника, 1981 - год установки)
Автограф и отпечатки рук скульптора Аникушина на памятнике поэту Прокофьеву (1917 - год рождения Аникушина, 1980 - год создания памятника, 1981 - год установки)

Литературная экспозиция сохраняется и сейчас. В специальных аудиоустройствах можно послушать произведения Прокофьева и песни, положенные на его стихи.

Литературная часть музея в Кобоне посвящена жизни и творчеству А.А.Прокофьева

Школа-героиня

Поскольку музей расположился в бывшей школе, кончено, о ней самой тоже не забыли. Несмотря на то, что здание новое, бывшие ученики, которые иногда заглядывают сюда, говорят, что всё внутри так же, как раньше, и даже деревянная лестница скрипит в знакомых местах.

Моя бабушка была учителем и в 1950-1960-е годы работала как раз в сельской школе. Наверно, её класс выглядел примерно так же. Такой уютный и хорошенький. И пахло в нём деревом, книгами и печкой.

Музей "Дорога Жизни" в Кобоне - деревушке, через которую прошли сотни тысяч эвакуируемых ленинградцев

Возможно, ребятишки учились по таким же учебникам и таблицам.

Листайте галерею >> Учебники и письменные принадлежности середины 20 века

В этом классе сейчас проводятся музейные уроки для школьников. А взрослые могут не только поностальгировать, но и попробовать писать пером и чернилами.

Интерактив всегда оживляет экскурсию, и занятие чистописанием вызвало наибольший восторг у нашей группы.

И я попробовала заполнить пропись. Металлическим пером линии получались тонкие, бледные и кривые. А вот гусиное шло как по маслу, и почерк стал практически калиграфическим. Всё-таки натуральные продукты всегда лучше ))

Пишу гусиным пером и чернилами в прописи
Пишу гусиным пером и чернилами в прописи
Пишу гусиным пером и чернилами в прописи

Ну, и тему войны здесь тоже не обошли стороной. На рычажных весах можно в качестве эксперимента отсыпать 12,5 г гречи (это была дневная норма выдачи крупы в феврале 1942 года). У меня получилось не сразу.

Пробую взвесить 12,5 грамм гречи
Пробую взвесить 12,5 грамм гречи
Пробую взвесить 12,5 грамм гречи

Взвешивать на этих весах очень сложно! Конечно, со временем можно приноровиться, но в первую попытку я положила слишком много крупы, чаша перевернулась, и всё рассыпалось.

А в блокаду для удобства и скорости были изготовлены специальные мерные ложечки.

Пример норм выдачи продуктов ленинградцам в феврале 1942 года: 10 г сахара, 12,5 г крупы (в мерной ложечке). Так мало, что можно даже по крупинкам сосчитать
Пример норм выдачи продуктов ленинградцам в феврале 1942 года: 10 г сахара, 12,5 г крупы (в мерной ложечке). Так мало, что можно даже по крупинкам сосчитать
Пример норм выдачи продуктов ленинградцам в феврале 1942 года: 10 г сахара, 12,5 г крупы (в мерной ложечке). Так мало, что можно даже по крупинкам сосчитать

В период функционирования Дороги Жизни в этой школе был не госпиталь, а что-то вроде стационара. Здесь ленинградцы восстанавливались после долгой мучительной дороги, чтобы отправиться дальше.

Ученики вместо того, чтобы заниматься уроками, каждый день помогали, чем могли, фронту. Девочки работали санитарками в госпитале, мальчики - регулировщиками на ледовой трассе, разгружали машины.

Мне очень понравилась фраза Натальи Илларионовны: "Они получили сначала свои ранения и награды, а потом паспорта".

Помогали школьники и эвакуируемым: с саночками ходили к месту, где высаживали людей из машин, везли их тяжёлые (ведь люди брали с собой всё самое ценное) узлы и чемоданы на санках.

Санки в музее - настоящие, те самые! Они сохранились у жителей Кобоны! Узел - муляж.
Санки в музее - настоящие, те самые! Они сохранились у жителей Кобоны! Узел - муляж.
Санки в музее - настоящие, те самые! Они сохранились у жителей Кобоны! Узел - муляж.

Иногда везти приходилось и самих людей. Это было под силу ребёнку, так как блокадники были лёгкие, истощённые. И для многих из них непреодолимыми были даже 80 метров, которые нужно было пройти.

Кусочек стеклянного креста и пара ступенек - свидетели войны

А везли всех в храм Святого Николая Чудотворца - там был эвакопункт, где люди могли согреться, поесть, отдохнуть.

"Блокадный" храм в Кобоне
"Блокадный" храм в Кобоне
"Блокадный" храм в Кобоне

В качестве эвакопункта храм выбрали по несокльким причинам: это было добротное каменное тёплое и вместительное здание; это было намоленное место (возможно, это тоже учитывали); здание не атаковал противник, значит, люди бы не погибли от бомбёжек.

Эвакопункт в Кобоне. Детский рисунок в храме (автора, к сожалению, не знаю)
Эвакопункт в Кобоне. Детский рисунок в храме (автора, к сожалению, не знаю)
Эвакопункт в Кобоне. Детский рисунок в храме (автора, к сожалению, не знаю)

Немцы этот храм не бомбили, потому что он им был нужен в качестве ориентира для авиации. Так же, как и нашим кораблям и машинам Дороги Жизни. Ведь это был храм-маяк, помогавший подойти с Ладожского озера точно в порт Кобоны.

На шпиле колокольни был установлен крест со стеклянными (иногда их называют хрустальными) пластинами с фацетами. Стоял он на стеклянном шаре. И когда свет попадал на крест, он начинал переливаться всеми цветами радуги. А ночью в окошко под шпилем ставили лампадки.

Этот крест был установлен еще в 19 веке, он пережил войну и сохранялся до середины 1990-х годов! Однако - странное дело - во время реставрации начал разрушаться и со временем совсем "исчез". Осталось только две пластины. Одна из них хранится в храме.

Правда и её успели уронить и расколоть, так что осталась половинка (это к вопросу почему в музее нельзя трогать предметы). На фото она лежит на открытке слева
Правда и её успели уронить и расколоть, так что осталась половинка (это к вопросу почему в музее нельзя трогать предметы). На фото она лежит на открытке слева
Правда и её успели уронить и расколоть, так что осталась половинка (это к вопросу почему в музее нельзя трогать предметы). На фото она лежит на открытке слева

Через Никольский храм прошло около миллиона ленинградцев. В церковном зале стояли многоярусные деревянные нары, на которых отдыхали после дороги. По воспоминаниям жителей Кобоны, несмотря на то, что в храме находились десятки человек, там стояла оглушительная тишина - они были настолько измучены, что им не хватало сил даже на стоны.

Уверена, что для людей была дополнительная моральная поддержка в том, что они были в храме. Несмотря на официальную пропаганду атеизма, многие продолжали верить и молиться. К тому же, храм посвящён Николаю Чудотворцу - покровителю всех, кто в дороге, а путь ещё предстоял долгий.

Во время реставрации храма сохранили две ступеньки, по которым прошли все ленинградцы, побывавшие в Кобоне. Тоже такая своеобразная память, к которой можно прикоснуться.

Храм Николая Чудотворца в Кобоне
Храм Николая Чудотворца в Кобоне
Храм Николая Чудотворца в Кобоне

В 2018 году на территории музея был установлен такой памятик: сквозь кабину машины ребёнок смотрит на храм. Он установлен по инициативе Никиты Благово и Александра Городницкого. Оба они были вывезены детьми из блокадного Ленинграда. Оба они помнят, что первое, что они увидели в Кобоне, - это храм и именно так: через кабину.

Памятник эвакуируемым на территории музея
Памятник эвакуируемым на территории музея
Памятник эвакуируемым на территории музея

Смотрели они на храм-маяк как на символ спасения на своём долгом пути.

Конечно, не все смогли его преодолеть. Кто-то умирал прямо здесь, на относительно безопасном берегу: от холода, от истощения, от резкого переедания. На местном кладбище есть братская могила, где покоятся в том числе те, кто пересёк Ладогу, но не избежал блокадной участи.

Братская могила на кладбище в Кобоне
Братская могила на кладбище в Кобоне
Братская могила на кладбище в Кобоне

Но для большинства блокадников эта маленькая деревушка на восточном берегу Ладожского озера стала спасительной.

Сохранились в Кобоне несколько домов, свидетелей военной поры. Помнят о прошлом и жители деревни. В следующей статье я расскажу о частном музее, который поднимает технику со дна Ладожского озера и восстанавливает её за свой счёт.

Другие рассказы о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!