Насколько тонок слой человеческого в человеке, как легко этот слой потерять, как просто сломить любого, низвергнуть до состояния животного, которое обречено на страдания и мучительную смерть. Возможно ли остаться человеком в нечеловеческих условиях?
Об этом нас заставила задуматься Анна Юрьевна Волькович, куратор открывшегося в Петербурге Музея памяти жертв нацизма.
Содержание статьи:
1. "В сердцевине ада". Коротко о том, что вы увидите здесь.
2. Концепция музея: вы должны пережить катарсис.
3. Как все эти предметы попали в Ленинград?
4. История Залмана Градовского, его письмо и дневник
5. Полезная информация о посещении музея
Другие статьи и видео на похожие темы: #вов_kseniagidspb #музеи_kseniagidspb #выставки_kseniagidspb
1. "В сердцевине ада". Коротко о том, что вы увидите здесь.
Музей располагается на территории Военно-медицинского музея. И надо сказать, что он впечатляет уже на подходе: противотанковые ежи, вышка с пулеметчиком, огромные черные тени людей, погибших в концлагерях, шлагбаум, коридор проволочного заграждения.
И табличка, привезенная из лагеря Майданек с надписью на немецком и русском языках: "Стой! Не переступай. Грозит смертью!" Не ожидаешь увидеть такую картину в центре Петербурга.
Чтобы попасть в музей, нужно пройти по коридору из колючей проволоки под наблюдением "пулеметчика". На вышке надпись "Поле 2".
Далее вы попадете в небольшое помещение, где со стен на вас смотрят реальные узники нацистских концлагерей.
Комнатка, в которой располагается музей, одновременно примерно равна отсеку среднестатистического лагерного барака и соразмерна газовой камере, в которой уничтожались узники. Маленькое пространство давит на посетителей, погружая в состояние безысходности.
Да, здесь неуютно, неприятно, тревожно, страшно. Но в этом и заключается одна из целей создания музея. Очень важно, чтобы вы испытали не просто ужас, вы должны пережить катарсис. И поверьте, это будет так.
2. Концепция музея: вы должны пережить катарсис
Основная задача музея - не только рассказать о зверствах, творимых нацистами на территории лагерей, которых было создано несколько десятков по всей оккупированной Европе.
Создателям музея важно показать, как можно было оставаться людьми в условиях, когда человека превращали в вещь: отнимали имя, заменяя его на номер, лишали личных предметов и пространства, надежды на будущее, возможности мечтать и строить планы, когда тело подвергали истязаниям и нагрузкам, а после смерти использовали как расходный материал.
Этот музей про то, что у каждого человека в любой ситуации всегда есть внутренный выбор. Это рассказ о великом моральном подвиге тех, кто прошел через нацистские лагеря. За каждым предметом, который вы увидите здесь, стоит реальная история.
Поэтому посещение музея предполагается с экскурсоводом, который станет для вас проводником в ту страшную эпоху. Живой рассказ от сердца к сердцу даст возможность глубоко прочувствовать то, что пережили когда-то узники концлагерей.
С подростками от 14 лет предполагается проводить работу в форме дискуссионного клуба. Будут обсуждаться причины существования такого явления как нацизм, особенности поведения человека в критических жизненных ситуациях - на основе личных кейсов бывших узников лагерей.
Концепция построения экспозиции - показать лагерь изнутри глазами конкретного человека. Это Маргарита Александровна Жилинская, начальник советского терапевтического передвижного полевого госпиталя №2692.
Её госпиталь был развернут в Освенциме после освобождения лагеря - с апреля по июнь 1945 года - и спасал от дистрофии, тифа, туберкулеза людей, которым удалось дожить до этого дня. Пригодился опыт помощи ленинградцам в блокаду.
В витринах вы увидите те предметы и документы, которые ей как врачу, как человеку и как женщине могли показаться интересными, которые она могла бы взять из лагеря с собой на память. На такую страшную память.
Но предметов, собранных именно Жилинской, в витринах выставлено немного. Маргарита Александровна действительно забрала с собой кое-что со склада вещей умерщвленных узников и затем передала их в Военно-медицинский музей:
- одну пару очков;
- одну головную щетку;
- немецкие папки с графиками, показывающими заболевания;
- книгу регистраций операций.
В основном то, что вы увидите в музее, - это материальные свидетельства, собранные Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР для представления на Международном Военном Трибунале, известном как "Нюрнбергский процесс".
Большая часть предметов, представленных здесь, - из лагеря Освенцим, а также из других лагерей, освобожденных советскими войсками.
3. Как все эти предметы попали в Ленинград?
Первым советские войска освободили лагерь смерти Майданек - 22 июля 1944 года. Затем были освобождены лагеря Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен, Равенсбрюк, Терезиенштадт и другие.
Какой шок от увиденного испытали вошедшие туда военные, представить трудно. О своих впечатлениях рассказал Константин Симонов в статье "Лагерь унитожения", опубликованной в газете "Красная звезда":
"Сейчас я знаю далеко не все факты, далеко не все цифры — я говорил только, может быть, с сотой частью свидетелей и видел, может быть, только десятую долю действительных следов преступления. Но человек, видевший это, не в состоянии молчать, не в состоянии ждать". (К.Симонов)
Серию эскизов открыточного формата в 1944-45 годах в освобожденном лагере Майданек написал художник Александр Загорский. Он входил в бригаду фронтовых художников, которые направлялись Военно-медицинским музеем для фиксации ситуаций на фронте, а также различных направлений деятельности военных медиков. Эскизы позднее он перевел в большеформатную графику:
- На экспозиции сейчас представлены современные копии этих работ, т.к. графика на свету долго выставляться не может.
Эксперт-криминалист Николай Герасимов производил фотофиксацию объектов. В том числе делал постановочные снимки с участием бывших узников концлагерей для реконструкции событий на территории лагеря.
Да, люди, видевшие это, хотели, чтобы об ужасе, до которого мог опуститься человек в отношении другого человека, узнало как можно больше людей. Поэтому осенью 1944 года было принято решение, что вещественные доказательства, собранные в нацистских лагерях, после Нюрнбергского процесса будут переданы в Военно-медицинский музей.
Многое из того, что выставлено в витринах, лежало на столах у судей Международного Военного Трибунала либо демонстрировались им в качестве доказательств ужасов, творившихся в лагерях нацистов.
Научные описания предметов составляли либо бывшие узники лагерей, которые точно знали, при каких обстоятельствах эта вещь использовалась, либо военные медики, которые участвовали в работе комиссии в первый месяц после освобождения.
До марта 1945 года Военно-медицинский музей находился в Москве. Затем было принято решение о разделении фондов: документальные материалы передали в архивы, в основном, московские, а вещи и некоторая часть документов были перевезены в Ленинград вместе с самим музеем.
С середины 1950-х до 1970-х музей производил опрос бывших узников нацистских лагерей и участников движения сопротивления. Отыскивали их домашние адреса, высылали по почте опросники, собирались контакты других бывших узников.
Люди откликались, присылали фотографии и личные вещи. Таким образом пополнялись фонды, создавалась база данных и корпус воспоминаний, которые легли в основу открывшегося только в этом году музея. Представляете, какой труд и исследовательская работа лежат в его основе?
4. История Залмана Градовского, его письмо и дневник
Невозможно не расказать об уникальной истории, связанной с восстаниями на территории лагерей. О том, как узники отстаивали свое человеческое достоинство, как собирали доказательства преступлений нацистов, чтобы впоследствии те не могли уйти от ответа.
Всех прибывших в лагерь пленных делили на 4 категории:
- Те, кто был признан непригодным к работе: больные, старики, дети, инвалиды, ниже среднего роста и комплекции - это 3/4 привезенных. Они сразу отправлялись на смерть.
- Крепкие здоровые люди, которых отправляли на тяжелые работы на промышленные предприятия. ("Список Шиндлера" - фильм о том, как владелец фабрики спас из Освенцима 1000 своих рабочих)
- Близнецы и карлики, которые отправлялись на различные медицинские эксперименты.
- Те, кто использовался в качестве прислуги, личных рабов, сортировщиков имущества вновь прибывших заключенных.
Также из числа узников отбирали людей в "зондеркоманду" (особую команду). Они должны были доставать тела из газовых камер и переносить их в крематорий. Через некоторое время участников зондеркоманды нацисты умерщвляли как ненужных свидетелей.
Как известно, многие лагеря немцы к концу войны закрывали, узников перемещали в другие лагеря или просто убивали и уничтожали все постройки на территории лагеря и все доказательства своих преступлений. Если бы они успели ликвидировать все улики во всех лагерях, вменить им что-либо было бы очень трудно.
Но оказалось, что на протяжении многих недель членам зондеркоманд лагерей удавалось прятать в горах пепла, выносимого из крематория, доказательства того, что массовые убийства и кремации людей - реально существовали.
А весной 1945 года в лагере Освенцим (Аушвиц-Биркенау) в результате бунта членов зондеркоманды был разрушен один из крематориев. Впоследствии почти все участники бунта были убиты. Среди восставших был и Залман Градовский.
Узнать обо всём этом помогла #случайная находка . В горе пепла освободители лагеря обнаружили алюминиевую фляжку, внутри которой было письмо самого Залмана Градовского, в котором он ссобщал о существовании записной книжки - своеобразного дневника лагерной жизни. Её обнаружили позднее.
И ту самую фляжку, и записную книжку можно увидеть в этом музее:
В протоколе осмотра фляги, который также представлен в этой витрине, указано следующее:
"Фляга алюминиевая широкогорлая, немецкого образца, длиной 18 см, шириной 10 см. Горлышко в диаметре 5 см. Фляга закрыта алюминиевой завинчивающейся крышкой, внутри которой имеется резиновая прокладка. На одном боку фляга имеет вмятину и небольшое отверстие, через которое во фляге виден сверток бумаги. При открытии фляги через горлышко извлечь содержимое не представилось возможным. С целью извлечения содержимого фляга была рассечена и содержимое извлечено".
И письмо Залмана Градовского в оригинале вы тоже сможете увидеть в витрине:
Письмо написано на идише. Приведу выдержки из этого письма в переводе Меера Карпа:
...Я хотел оставить это, как и многие другие записки, на память для будущего мирного мира, чтобы он знал, что здесь происходило. Я закопал это в яму с пеплом, как в самое надежное место, где, наверное, будут вести раскопки, чтобы найти следы миллионов погибших.
Но в последнее время они начали заметать следы — и где только был нагроможден пепел, они распорядились, чтобы его мелко размололи, вывезли к Висле и пустили по течению...
...Эта записная книжка, как и другие, лежала в ямах и напиталась кровью иногда не полностью сгоревших костей и кусков мяса. Запах можно сразу узнать.
Дорогой находчик, ищите везде! На каждом клочке площади. Там лежат десятки моих и других документов, которые прольют свет на все, что здесь происходило и случилось...
...Я пишу эти строки в момент величайшей опасности и возбуждения. Пусть будущее вынесет нам приговор на основании моих записок и пусть мир увидит в них хотя бы каплю того страшного трагического света смерти, в котором мы жили.
Биркенау-Аушвиц, 6 сентября 1944 года,
Залман Градовский
Впервые на русском языке записи Залмана Градовского были опубликованы в 2005 году исследователем Александрой Полян. Представляете? Они 60 лет лежали в фондах музея и широкому кругу читателя были неизвестны. А часть рукописей находится в Израиле. Сейчас книгу можно найти в свободном доступе в интернете. Например, здесь.
5. Полезная информация о посещении музея
Музей памяти жертв нацизма находится на территории Военно-медицинского музея. Чтобы в него попасть, Вам нужно купить входной билет в кассе. Затем сотрудники Вас проводят к зданию, в котором располагается Музей памяти жертв нацизма.
Военно-медицинский музей
🏛 Введенский канал, д. 6, второй подъезд
⏰ Вход в музей: с 11.00 до 17.00, по средам - с 12.00 до 19.00.
⚡ Выходной день - вторник + последний рабочий день месяца
💰 Обычный билет 200 р., льготный 100 р.
Посещение музея возможно только в составе экскурсионной группы.
- В будние дни возможно только при групповом посещении (группа до 15 человек) по предварительной записи по телефону 8-812-952-55-43, 8-921-952-55-43. Стоимость для группы: 1500 рублей + входные билеты.
- Индивидуальное посещение возможно в субботу и воскресенье на сеансы в 13:00 и 15:00. Количество индивидуальных посетителей – до 15 человек на сеанс. Группы формируются у кассы музея не позднее чем за 5 минут до начала сеанса. Проход посетителей осуществляется по входным билетам.
Благодарю за возможность посетить музей в рамках "Школы музейного мастерства" по приглашению куратора проекта Карины Назанян. Статья написана на основе личных впечатлений, дискуссии с Анной Юрьевной Волькович, её интервью на радио "Эхо Москвы".
- Мужества и сил всем, кто отважится познакомиться с этой темой.
Другие рассказы о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!