Веселое время - зимние Святки!

Художник Владимир Рябчиков. Работы по теме "Святки".
Художник Владимир Рябчиков. Работы по теме "Святки".

На Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки (святые дни) длятся 12 дней с Рождества Христова до святого праздника Богоявления, который на Руси больше известен как Крещение. Все дни Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение.
Ещё со времён язычества считалось, что именно в этот период года граница между нашим миром и всевидящим миром духов максимально истончается. В дни Святок незримо ощущается присутствие мятежных душ, прорвавшихся в мир людей. Есть даже легенда о том, что в дни Святок Бог был так счастлив, что у Него родился Сын, что дал послабление нечисти и выпустил её из ада. И теперь эти короткие дни бесы, черти используют на всю катушку, сбивая православный люд с толку.

Традиционно Святки делились на две части - «святые вечера» - от Рождества до Васильева вечера и «страшные вечера» - с ночи под Новый (старый) год и до Крещения Господня. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии.
Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.
Приход этой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечерок.

Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели Святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечисть, его выносили подальше от деревни. Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хозяевами в Крещение из хлевов на улицу.
В надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья...

Во время Святок молодежь устраивала также игрища, святочные вечеринки, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Кроме того, на Крещение в больших селах проходили смотрины невест, т. е. показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за Святками месяца сватовства и свадеб...
Славянский праздник Святки, святочные дни, имеют глубокие языческие корни. Они вошли в нашу культуру еще в дохристианский период. С тех пор прошли века, а святочные дни как были, так и остались самым таинственным и мистическим временем в году. В особенности это относится к святочным гаданиям.

Эти гадания в «страшные вечера» считались наиболее точными. До праздника Крещения (19 января) они были дозволены… По народным поверьям, гадания на Святки дают возможность заглянуть в будущее. И гадания были тем увлекательнее, чем больше в них было элементов мистических и даже пугающих: ведь чаще всего гадали юные девушки, а в таком возрасте испугаться непонятного и неизведанного очень легко...
Собирались молодые ребята и девушки в небольшие группы и ходили от дома к дому, распевая песни то про Коляду, то с угрозами хозяину: «А не дашь пирога – сведем корову за рога!» И ведь могли и впрямь увести – в Святки дозволялось все. Правда, вовсе не все две недели, как могло показаться, а строго три раза: в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения...
Каждая группа несла на палке шести- или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В состав группы входил мехоноша, несший мешок для сбора даров. На ходу они пели песню- припевку:
К нам пришло-прикатилося
Святое Рождество!
Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!
Мы ходили - походили, колядовщики!
Мы искали - поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда - коляда! Подавай пирога!

В другие же дни было «виноградье». Очень похожее действо, только во время него не было озорства, а ватаги, ходившие по домам, славили хозяев. Собственно «виноградьем» назывались величальные песни, а сами певцы - «славильщиками". Славление было строго регламентировано: начинать пение полагалось с обращения к главе дома: «Прикажи, сударь-хозяин, виноградье петь!». А после каждого двустишия был рефрен: «Виноградье, виноградье красно-зелено!»
К приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.

Ряженье также было обязательным компонентом Святок. Это элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок. Ряженые могли изображать различных животных и птиц, представителей некрестьянской среды (барыню, барина, цыгана), разного рода изгоев, скитающихся по свету (нищих, разбойников, странников), людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам (кузнецов, мельников), а также представителей потустороннего мира (смерть, кикимору, беса, ведьму и т. д.).