4405 subscribers

Что даёт АО "АвтоВАЗ" сотрудничество с альянсом Renault-Nissan?

286 full reads
599 story viewsUnique page visitors
286 read the story to the endThat's 48% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Некоторые из Вас весьма критично относятся к тому, что сейчас отечественный АВТОВАЗ выступает в роли дочерней компании французской автомобильной компании Renault Group. Однако в этой заметке я хотел бы рассмотреть те плюсы, которые дало российской компании это сотрудничество.

История поглощения АВТОВАЗа

18 июня 2014 года была завершена сделка по увеличению доли акций до 67,13% в нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV (это совместное предприятие альянса Renault-Nissan и "Ростех"), тогда как компания Alliance Rostec Auto BV, в свою очередь, владела 81,5% акций АВТОВАЗа. Таким образом, был получен контроль над АО "АВТОВАЗ". В январе 2019 года компания Alliance Rostec Auto BV довела свою долю до 100% и стала единственным и полноправным акционером АО "АВТОВАЗ".

В 2014 году АВТОВАЗ влился в альянс Renault-Nissan. Автор фотографии kua1102
В 2014 году АВТОВАЗ влился в альянс Renault-Nissan. Автор фотографии kua1102

Это поглощение также привело к тому, что отраслевой научно-технический центр завода "АвтоВАЗ" вошёл в состав глобального инженерного альянса Renault-Nissan [1].

Далее, собственно, сформулирую те, на мой взгляд, факты, которые наглядно демонстрируют тот факт, что именно сотрудничество с альянсом помогло АВТОВАЗу сделать тот шаг, который без сотрудничества был невозможен в принципе.

Выпуск моделей Vesta, XRAY и Largus

В феврале 2014 года президент Бу Андерссон объявил о том, что на рынок будет выпущен автомобиль Lada Vesta, который разработан на основе комбинации платформ Lada Project C и B0 [2]. И уже осенью 2015 года этот автомобиль начал выпускаться серийно. Помог альянс АВТОВАЗу и с полноценной "автоматической" коробкой передач. Сейчас, в ноябре 2021 года, продаётся LADA Vesta с двигателем H4M и вариаторной коробкой передач. Поэтому Веста долгие 6 лет является флагманом марки, который сумел навязать конкуренцию в B-классе.

Обновлённый LADA Largus, если смотреть фактам в лицо, явился сборной солянкой из элементов Renault Duster и Renault Sandero. Хорошо это или плохо? Я склонен считать, что скорее это позитивный факт, ведь салон рестайлингового LADA Largus стал значительно более эргономичен.

Рестайлинговый LADA Largus в плане удобства расположения переднего пассажира и водителя у меня нареканий не вызвал. Автор фотографии kua1102
Рестайлинговый LADA Largus в плане удобства расположения переднего пассажира и водителя у меня нареканий не вызвал. Автор фотографии kua1102

В 2015 году началось и серийное производства хэтчбека LADA XRAY, который можно считать наиболее провальным. Разработка шасси для XRAY велась совместно специалистами АВТОВАЗа и Renault [3].

Реализация проекта "Цифровой завод"

В производстве двигателей был реализован проект "Цифровой завод" [4]. В рамках этого проекта происходит внедрение прогрессивных IT-технологий компании Renault. Создано специальное web-приложение Renault - Chuet, благодаря которому все вовлечённые в процесс сотрудники могут ставить и контролировать выполнение задачи с помощью цифровых решений.

Также имеется специальный сервис Help Call - это система оповещений о возникающих проблемах на операционном посту, которая путём рассылки сообщений оповещает руководящий состав о необходимости вовлечения в решение возникшей проблемы.

Сервис Paper Less либо полностью исключает, либо сводит к минимуму использование бумажных носителей информации. Если раньше использовались информационные стенды, то сейчас всё выводится либо на специальные панели, установленные в цехе, либо на планшеты.

Сервис Virtual Training позволяет оптимизировать процесс обучения операторов.

Мог ли АВТОВАЗ внедрить цифровизацию процессов самостоятельно? Да, безусловно. Однако использование уже существующих информационных решений является более оптимальным с точки зрения получения конечной выгоды.

Виртуальное моделирование при производстве автомобилей

3D-моделирование начало внедряться с 2011 года, что, по словам Павла Егорова, руководителя проекта АВТОВАЗа, позволило избавиться от трёх серий по 30 физических прототипов автомобилей. Это позволило уменьшить сроки проектирование и снизить финансовые издержки, связанные с производством.

И благодаря концерну Renault с 2019 года при производстве используется виртуальное моделирование. 3D-модель, благодаря специальному программному обеспечению, становится виртуальной проекцией. Благодаря этому производится оценка потребительских свойств автомобиля на ранних этапах разработки (например такие, как отражение света, падение тени и т.п.) без реализации физического макета [5].

Конечно, виртуальное моделирование позволяет не только оценивать эстетические свойства автомобиля. Также, благодаря цифровому моделированию, есть возможность проводить "цифровой краш-тест", оценивать вибро-акустические свойства кузова, проводить расчёты по аэродинамике. И это всё - благодаря партнёрству с альянсом Renault-Nissan.

Стратегическое планирование поставщиков

Это решение - тоже заимствование из структуры Renault. В рамках этой стратегии осуществляется выезд к поставщику тех или иных деталей, оценка компетенций поставщика, проверка оснащённости оборудованием. Такой подход к подбору комплектующих позволяет получать стабильность в поставках качественных деталей для производства автомобилей.

Возможность в будущем использовать модульные платформы

Этот вопрос я также уже освещал в рамках блога, поэтому напишу лишь тезисно. Благодаря альянсу АВТОВАЗ сможет использовать платформу Common Module Family (CMF), которую можно будет масштабировать в рамках каждого класса автомобилей. Она является более современной и позволяет внедрять все те новые технические решения, которые делают автомобиль более безопасным и современным.

Другие мои статьи

Новый LADA Largus Cross. А так ли он нов на самом деле? Разбираю источники рестайлинговых решений

О перспективах автомобилей LADA в условиях целей развития альянса Renault-Nissan

История незавершенного сотрудничества: концерн АВТОВАЗ и отечественный производитель АКПП KATE

Список источников

1. https://www.sostav.ru/news/2007/12/21/101/

2. https://tass.ru/ekonomika/2287736

3. http://www.ladaxray.net/news/237-kak-sozdavalos-shassi-lada-xray.html

4. https://www.youtube.com/watch?v=32GykRLJb1Q

5. https://www.youtube.com/watch?v=Y5MxxOCI6NY

С уважением, Юрий (kua1102)