5014 subscribers

О перспективах автомобильного концерна УАЗ

10k full reads

Всем привет!

Сейчас я доподлинно не вспомню автора фразы «Тот, кто оглядывается на прошлое, не имеет будущего», то, как мне кажется, про российские автомобильные компании можно сказать именно так. И в рамках этой статьи хотелось бы поговорить о перспективах Ульяновского автомобильного завода.

Знаете, когда я узнал, что концерн АВТОВАЗ вошёл в альянс с Renault-Nissan, я был абсолютно не удивлён. Очень продолжительное время на заделе, сформированном в годы существования Советского Союза, Лады продолжали работать наших граждан новыми моделями. Например, было очень много восторга по поводу выхода на рынок Приоры. Но с каждым годом становилось очевидно, что в одиночку концерн не может ничего предложить, что соответствовало бы актуальным инженерным требованиям и потребностям покупателя. Да, я не устаю хвалить LADA Vesta, но, в сущности, отказ от дальнейшего её производства является очередным свидетельством того, что собственные разработки на текущий момент являются тупиковыми.

Что произвёл УАЗ за 36 лет?

А что же УАЗ? Знаете, когда я заезжал в представительство марки в нашем городе, первое, что буквально резануло мне глаз – на улице, перед зданием автосалона, были выставлены выставочные образцы УАЗ 2206. Автомобиль с момента моего детства (а, извините, с тех пор минуло уже 35 лет) вообще никак не изменился. Во всяком случае внешне. Внутри, если честно, не смотрел, не хочу портить те детские воспоминания. Как такое вообще может быть? Если пытаться найти аналогии у зарубежных производителей, то в похожем форм-факторе выпускался и выпускается Volkswagen Transporter. И если сравнить Фольксваген образца 1985 и 2021 года, можно сказать: «Да, прогресс налицо».

Глядя на выставочные образцы автомобилей УАЗ, понимаешь, что время действительно умеет останавливать свой ход. Автор фотографии kua1102
Глядя на выставочные образцы автомобилей УАЗ, понимаешь, что время действительно умеет останавливать свой ход. Автор фотографии kua1102

За эти прошедшие 36 лет что сделал Ульяновский автозавод? В 2003 году начал выпуск УАЗ-Хантер (в сущности, модификация УАЗ-469), а в 2014 году сняло с конвейера по причине морального устаревания. В 2005 году стал производиться UAZ Patriot (УАЗ-3163), который хоть и мог претендовать на титул «русского Прадо», но, фактически, прообразом для него выступил всё тот же «военный» УАЗик и как не пытались внедрять в автомобиль современные технологии (автоматическую коробку передач от Punch Powerglide, кондиционер, камера заднего вида и т.п.), сама концепция автомобиля, его технические решения, безнадёжно устарели. И это я молчу про повсеместные жалобы на качество изготовления, возникающие поломки и т.п.

Проект «Патриот-2020»

Акционерное общество «УАЗ» в рамках партнёрства с Институтом передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разрабатывал проект кузова, шасси, элементов экстерьера и интерьера и организация высокотехнологичного производства автомобиля «УАЗ Патриот» 2020 модельного года [1]. Исполнителем выступал Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга». Итогом этой работы должно было стать улучшение потребительских свойств автомобиля, улучшение пассивной безопасности, а также обновление внешнего вида автомобиля (соисполнителем являлось Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Работы должны были вестись в 2017-2019 годах. Однако уже в 2018 году «Российская газета» сообщила, что проект «Патриот-2020» заморожен [2]. В 2020 году в СМИ сообщалось, что разработка приостановлена в связи с недостаточным объемом инвестирования. Сейчас на дворе сентябрь 2021 года и я пока не слышал, чтобы проект возобновился.

Что же дальше?

Совершенно очевидно, что можно и дальше выпускать «Буханку», Патриот с АКПП, специализированную коммерческую технику, однако наивно ожидать, что потенциальный покупатель будет и дальше довольствоваться техническими решениями прошлого века, ведь безопасность автомобиля это не только количество подушек безопасности и система стабилизации, но ещё и кузов. Например, я, конечно, могу сейчас программировать на Basic, но для того, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда, сейчас требуется опыт программирования на Питоне, Яве и т.п. Так и с автомобилями.

Я очень хочу ошибаться, но не исключено, что либо УАЗ окончательно уйдёт в нишу реализации автомобилей специального назначения (МЧС и т.п.), либо его ждёт путь АВТОВАЗа в виде кооперации с более сильным игроком на рынке. Точнее, формально, такая кооперация есть и сейчас – с ПАО «СОЛЛЕРС Авто», но, совершенно очевидно, УАЗу нужны либо обширные дотации, либо техническая помощь в плане реализации новых технических решений. Как, например, LADA перейдёт на платформы Renault-Nissan. А может быть, что УАЗ будет вынужден уйти с рынка, как в свое время сделал Москвич.

За восемь месяцев 2021 года реализовано 18787 автомобилей марки УАЗ (правда в это число включены и коммерческие автомобили), что почти не отличается от показателей 2020 года за аналогичный промежуток – 17813 ед. Кто-то даже скажет, что это больше, чем количество проданных автомобилей марки Lexus (13993 ед.), Audi (12248 ед.) и даже Citroen (3061 ед.). Но не забываем, что УАЗ продает и коммерческие автомобили. Но, я уверен, те, кто приобретал Патриотов первого поколения, с удовольствием купили бы автомобиль этой же марки, но более современный. То, что есть сейчас – слишком дорогой вариант для того уровня технических решений, что применены в нём.

Другие мои статьи

О перспективах автомобилей LADA в условиях целей развития альянса Renault-Nissan

Новый LADA Largus Cross. А так ли он нов на самом деле? Разбираю источники рестайлинговых решений

Список источников

1. https://nticenter.spbstu.ru/nti_projects/22

2. https://rg.ru/2018/07/13/uaz-zamorozil-rabotu-nad-novym-pokoleniem-patriota.html

С уважением, Юрий (kua1102)