2,1K subscribers

Я, муж, авто и ЮБК: 3 дня в Крыму

551 full read

Крым случился в моей жизни неожиданно. Мы с семьей любим путешествовать и на море ездим часто, а вот до Крыма все никак не доберемся. И тут светит мне очередная рабочая командировка на конференцию – тадааам! – в Симферополь. В июле! Сказка…

Так совпало, что мужу примерно в эти даты нужно было съездить по работе в одну из краснодарских станиц. Мой план был прост и гениален: я лечу на конференцию, двигаю там науку вперед, муж подгадывает свои рабочие моменты и забирает меня в Симферополе (он на машине, мы всегда так путешествуем). И у нас есть несколько дней, чтобы познакомиться с Крымом, осмотреть самые знаковые места, вернуться на машине домой и бодренько выйти в понедельник на работу. Спойлер: у нас все получилось.

Дорога в Крым

День первый: Ялта

Это даже не день был, а небольшой его кусочек, но и он принес достаточно впечатлений. Выдвинулись мы из симферопольской гостиницы уже во второй половине дня, вооруженные путеводителем и адресом забронированной в Ялте квартиры. Курс взяли на Алушту.

Море и горы возникают перед тобой неожиданно. Вроде едешь-едешь, и дорога эта достаточно однообразная, а потом раз – бирюзовый простор резанул по глазам. Море… Обожаю море. И горы необыкновенные, высокие. Помню, кричу мужу восторженно: «Это Ай-Петри, Ай-Петри!» Смех, конечно. Когда мы поднялись на настоящую Ай-Петри, я поняла, как сильно ошибалась там, под Алуштой.

Добрались до Ялты, разместились. Путеводитель в руки, фотик на шею – и гулять. Остановились неподалеку от Приморского парка, поэтому сначала наведались туда. Я вообще люблю парки и всякие ландшафтные штуки и готова каждый куст фотографировать. Приморский парк прекрасен: чисто, красиво, мало народа. Аккуратные дорожки, красивые фонтаны, ухоженные растения. Необыкновенный пруд в центре, повторяющий контуры Черного моря и Крымского полуострова, а по краю отмечены крупные черноморские города. В общем, отличное место для прогулок недалеко от центра и набережной.

Приморский парк в Ялте. Фото tourister.ru

Из парка вышли на Приморскую набережную. Она новая, модная, трехъярусная, со множеством кафешек и магазинчиков. Приморская набережная плавно перетекает в набережную им. Ленина – самый центр, самое сердце Ялты. Атмосфера там офигенная! Я словила ощущение какого-то праздника: очень красиво, цветут магнолии и олеандры, никто никуда не спешит и на каждом шагу что-то интересное.

Мы видели шхуну «Испаньола» – декорацию к фильму «Остров сокровищ», который снимали здесь же, на Ялтинской киностудии. Шхуна стоит напротив гостиницы «Ореанда», сейчас это ресторан. Любовались платаном, под которым, по легенде, Айседора Дункан встречалась с Есениным. Терли нос памятнику Пуговкину. Прочитали историю Ялты на огромном камне рядом с кораблем «Арго». И просто любовались морем, кораблями, красивой архитектурой.

На набережной Ялты

Из центра набережной специально поднялись на ул. Садовую – посмотреть на собор Александра Невского. Фантастической красоты храм, конечно. Потом обогнули Морской вокзал и прогулялись до Массандровского пляжа и набережной. Это набережная с уже совершенно другим настроением – вся такая стильная, инстаграмная, с дорогими кафешками. Там и искупались: зря, что-ли, на море приехали?

На обратной дороге на выходе с набережной обнаружили пончиковую с удивительными для курорта ценами: 10 рублей пончик. Пончики складывают в пакетик и от души посыпают сахарной пудрой. Вкусно, но мало. Поэтому двинули в «Столовую по-домашнему», которую еще давно заприметили. Адрес столовой: набережная Ленина, 15. Столовой, конечно, ее сложно назвать: приличный интерьер, шведская линия, от которой глаза разбегаются, да и цены не столовские: 89 рублей за 100 грамм. И не важно, что ты берешь – хлеб, гарнир или мясо – цена единая. Даже вино так считают, прикиньте! Наливаешь в бокал сам, тебе на кассе также завешивают. Все вкусно, нам понравилось, на следующий день снова сюда ходили.

Ялта, набережная им. Ленина. Фото crimea.2021

Пока ужинали, начало темнеть. Вечерняя Ялта – это отдельное удовольствие. Все в огнях и иллюминации, светятся яхты на воде, выступают уличные музыканты. Стрыкаловскую «Яхта, парус» слушали три раза в трех вариантах! Отличный был вечер. Готова повторить.

Про пешеходные маршруты в окрестностях Ялты читайте здесь: Ялтинские терренкуры: 7 новых троп

День второй: Ай-Петри, Ливадия, Массандра

Путешествовать решили в спокойном темпе: не так, чтобы галопом по Европам, но и чтобы посмотреть по-максимуму. Мы с мужем вообще на подъем легкие, не фанаты пляжного отдыха, а вот чтобы куда-то рвануть, забраться повыше – это всегда пожалуйста. Расставили приоритеты: он планировал подняться на Ай-Петри, я мечтала о дворцах. А там как пойдет.

С утра выдвинулись на Ай-Петри. Выехали на Южнобережное шоссе, оттуда поворот на Бахчисарайское, пропустить сложно. И потом вверх и вверх, почти через 300 поворотов. По времени – мне показалось, минут 40 подъема, точно не засекали. Ощущения, конечно, фантастические: лиственный лес сменяется соснами, потом и они заканчиваются, и ты едешь уже где-то над деревьями, над городом и морем 180-градусными поворотами.

Серпантин до Ай-Петри. Фото ipetry.ru

По дороге остановились у водопада Учан-Су. Это самый большой в Крыму водопад, почти 100-метровый. Он хорош, конечно, весной, когда тают снега, а летом мелеет. Но лето 2021 года выдалось в Крыму очень дождливым, и поэтому Учан-Су был полноводным и в июле. От стоянки до водопада надо немного прогуляться, но гул падающей воды слышен издалека. Мы стояли у водопада и не могли налюбоваться: это было мощно и красиво.

Водопад Учан-су

Наконец наш подъем был закончен. Имейте в виду, что местные предприниматели буквально не дадут вам проехать дальше, к Ай-Петринскому плато, и будут настойчиво приглашать вас на плов и пельмени. В прямом смысле слова: нас чуть не за руки тянули со словами: «Дальше нет смысла ехать, там ничего интересного, пойдемте покушаете в нашем кафе». Ну да, ну да… Мы для этого и приехали. В Ялте-то с кафешками напряженка.

В общем, не обращаем внимания на этот мини-базар и едем дальше. Пара поворотов – и вы на плато. Что здесь есть: станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри», небольшой рынок с местными деликатесами, кафе, конные прогулки, поездки на квадроциклах, несколько пещер, но наш путь лежал к зубцам Ай-Петри. С недавних пор проход к зубцам стал платным – 100 рублей. Идти минут 20, сначала через небольшой лесок, потом по камням необычного розового цвета, местами уже сильно отполированным. В сланцах там однозначно делать нечего, поэтому позаботьтесь об удобной обуви.

На вершине Ай-Петри

Виды с вершины высотой 1234 м, конечно, потрясающие. Где-то далеко внизу Ялта, все поселки Большой Ялты тоже видно, а впереди – бескрайний морской простор. Смотреть можно бесконечно. Тут время вспомнить про дополнительную одежду: возьмите с собой кофту, ведь наверху ощутимо ветрено. Для любителей экстрима прямо к зубцам проложен подвесной мост – можно прогуляться при желании. Цена прогулки над облаками – 500 рублей.

На Ай-Петри есть чем заняться не только летом: Едем на Ай-Петри зимой: снежные забавы и не только

На Ай-Петри нам понравилось – ощущения ни с чем не сравнимые. Прихватив на местном рыночке две огромные самсы по 150 рублей (кафе наверху дорогие, да и время тратить не хотелось), мы отправились в Ливадию.

Подвесной мост на зубцы Ай-Петри. Фото ipetry.ru

От поворота на Ай-Петри до Ливадии совсем недалеко. Еще проще добираться сразу из Ялты – там всего несколько километров, и не надо выезжать на Южнобережное шоссе. Везде есть указатели, все очень информативно, и даже без навигатора понятно, куда ехать. Территория Ливадийского дворца начинается практически от жилых домов, специальной парковки мы не нашли. Предприимчивые ребята запарковали нас возле какого-то дома и взяли за типа парковку 200 рублей. С таким же успехом мы могли бы встать чуть дальше – самостоятельно и бесплатно.

Ливадийский дворец. Фото ruslandtour.ru

Белоснежный Ливадийский дворец невероятно красив. Он был построен специально для семьи Романовых в начале XX в., и Николай II с женой и детьми отдыхал тут несколько лет подряд. Мы с удовольствием прогулялись по зеленой ухоженной территории. Вид на море – отдельное вау, учитывая, что нам повезло увидеть «Херсонес» – знаменитый крымский парусник. Дошли мы и до скульптуры «Большой тройки» – Сталина, Черчилля и Рузвельта (в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция 1945 г.). Угадайте, какая часть памятника больше всех отполирована? Правильно, трубка Сталина.

Вид на море и парусник «Херсонес» от Ливадийского дворца

На экскурсию внутрь дворца мы не пошли. Если честно, внутренние интерьеры музеев не сильно меня привлекают. Вот природа, архитектура, территория – это интересно; нравится наблюдать, как архитектурное решение соединено с ландшафтом и природными особенностями. Поэтому от души нагулявшись по территории и немного пройдясь по Царской тропе, мы выдвинулись в Массандру.

Адрес: Ливадия, ул. Батурина, 44 а

Стоимость: обзорная экскурсия по дворцу 400 рублей, вход на территорию бесплатный

Чтобы попасть в Массандру, пришлось обогнуть всю Ялту по Южнобережному шоссе, но это недолго. Близко к территории дворца не подъехать, она закрыта для автомобильного движения. Поэтому от парковки пешочком, в небольшую горку, идти минут 15–20.

Массандровский дворец очень необычный: миниатюрный, похожий на сказочный замок. Скульптуры фавнов и горгулий добавляют таинственности и схожести с замками Франции. Дворец строили для императора Александра III, но он умер еще до окончания строительства. А Николаю II, как мы уже знаем, по душе была Ливадия.

Территория небольшая, но приятная: дорожки, розы и гортензии, небольшой садик с лавандой, впечатляют два огромных 200-летних кипариса и большая цветущая магнолия. В общем, в графе «Массандра» мы поставили галочку и решили, что на сегодня впечатлений достаточно. Правда, на обратном пути пришлось уйти с маршрута, несмотря на недовольство навигатора, и завернуть в магазин Массандровского винзавода. Закупились, дома устроили мини-дегустацию, да и искупаться тоже успели.

Массандровский дворец. Фото sirius-crimea.ru

Адрес: Массандра, Симферопольское шоссе, 13

Стоимость: основная экспозиция 400 рублей, студенты и пенсионеры 200 рублей, посетители до 16 лет бесплатно, вход на территорию бесплатный.

Полезная статья про другие крымские дворцы: Самые малоизвестные дворцы Крыма: наш топ-8

День третий: Гурзуф, Алупка

В этот день мы уезжали из Ялты, и поскольку в нашей обязательной программе значился Воронцовский дворец, мы забронировали номер в Алупке. До заезда у нас была почти половина дня, и мы решили провести ее в Гурзуфе. К тому времени мы уже однозначно решили, что обязательно приедем в Крым на полноценный отдых вместе с детьми, и хотели рассмотреть Гурзуф как место для проживания. По отзывам, там было неплохо.

От Ялты до Гурзуфа ехать 15 минут. Именно там расположен лагерь «Артек» и знаменитый Аю-Даг – Медведь-гора, похожая на лежащего на берегу моря мишку. Сворачиваем на поворот на «Артек» и едем почти до конца ул. Ленинградской. Там, у церкви, небольшая автостанция и плотно забитая парковка. Поэтому остановиться лучше повыше, там, где будет место, и дальше идти пешком, прямо вдоль артековского забора.

Что понравилось: дорога к пляжу и центру поселка закрыта для машин, поэтому гулять там удобно. Только маленькие шумные скутеры, которые просачиваются, где угодно, портят всю картину. Ну да ладно.

Вид на Гурзуф и гору Аю-Даг. Фото altaitop.ru

Ведущая к морю ул. Ленинградская очаровала. Она вымощена брусчаткой и застроена старинными домиками, уходящими вверх по склонам. А вид на море, украшенный свечками кипарисов, вызвал ассоциации с Италией. Набережная нам тоже понравилась – чистая, в бело-розовом мраморе, в цветущих олеандрах и акациях. Пляжи широкие и их очень много. Мы дошли до конца набережной – там самые чистые пляжи и мало народу. И если в начале променада Медведь-горы не видно, она скрыта береговой линией, то с дальнего конца набережной Мишка виден во всей красе. Там мы искупались, вода нереально прозрачная.

В Чеховской бухте очень красиво

С моря вид на Гурзуф шикарен – сплошная зелень. Это Гурзуфский парк. Вход, к сожалению, туда платный, это территория санатория, и только в составе экскурсии. Ждать мы не стали и отправились в музей Чехова. Это дача писателя, здесь он жил и работал над пьесой «Три сестры». Аккуратная ухоженная территория, небольшой домик-музей, интересный рассказ экскурсовода. Но самый прелестный уголок музея – это закрытая бухта, известная как бухта Чехова. Огромные валуны в море, чистейшая вода, очень красивые виды. С набережной туда не попасть, только через музей.

Адрес: Гурзуф, ул. Чехова, 22

Стоимость: 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 150 рублей.

Подробный путеводитель по Гурзуфу: Гид по курортам Крыма: что посмотреть в Гурзуфе за один день

В общем, Гурзуф нам понравился, 5 из 5. Много зелени, моря и котиков) Думаю, мы сюда вернемся, а пока нас ждала Алупка. От Гурзуфа до Алупки километров 35. Но самый квест – это спуститься вниз с шоссе: очень крутые спуски и узкие улочки. Наконец мы добрались, разместились и отправились к цели нашей поездки – Воронцовскому дворцу.

Воронцовский дворец

Дворец впечатляет. Ему почти 200 лет. Необыкновенная архитектура, целый комплекс строений, огромная территория, которую мы полностью обойти, конечно, не смогли. С фасада главное здание похоже на рыцарский замок, с моря – на восточный дворец. За вход на южные террасы надо отдельно заплатить 100 рублей, и там невероятно красиво: дворец охраняют 6 белокаменных львов, вокруг невероятные цветущие растения, и все это на фоне панорамы Ай-Петри. С южной стороны спустились прямо к морю, полюбовались видами и дошли до скалы Айвазовского.

Спали в тот день просто без ног)

Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18

Стоимость: единый билет 600 рублей для взрослых, 300 рублей для пенсионеров, дети от 7 до 16 лет – 70 рублей за экскурсионное обслуживание. Есть различные варианты посещения с различной ценой.

Вид на Воронцовский дворец с моря. Фото yalita.com

День четвертый: Симеиз

Мы свои силы, конечно, переоценили. И если сначала еще думали про поездку в Севастополь или, как минимум, в Балаклаву, то в последний день поняли, что нам не помешает отдохнуть. Учитывая, что на следующий день выезжать домой.

С утра выспались и потихоньку добрались до соседнего Симеиза. Можно даже на шоссе не подниматься, а проехать по низу, вдоль моря. Остановились в центре и немного там погуляли. Воздух в Симеизе – не надышишься. Здесь много можжевельника, и поэтому дышится очень легко и вкусно. Природа красивая: в центре аллея с белоснежными скульптурами и видом на гору Кошка, рядом парк для прогулок, старинные виллы «Мечта» и «Ксения». С обзорной площадки открывается шикарный вид на море и местную достопримечательность – скалу Дива. На нее тоже, кстати, проложен подвесной мостик, как на Ай-Петри.

Вид с Дивы на Симеиз

На Диву также ведет крутая каменная лесенка, по которой мы не могли не подняться. Наверху небольшая обзорная площадка, с которой виден весь Симеиз и соседний поселок Кацивели, гора Панеа и скала Крыло лебедя. Прогулялись рядом с Дивой: там такое уютное местечко с можжевельником, красивыми скалами и панорамой открытого моря. Видели художников, пишущих картины. И неудивительно: виды там, конечно, на миллион. Вторую половину дня решили провести в аквапарке. Обогнули нос Кошки – и вот мы уже там.

Аквапарк «Голубой залив» необычен тем, что вода в нем морская. Говорят, что ее обновляют ежедневно. Аквапарк небольшой, но уютный: несколько горок на любой вкус, красивая территория, виды вокруг офигенные. Мы накатались, наплавались и просто тюленили на лежаках.

Адрес: Симеиз, ул. Советская, 80

Стоимость: взрослый билет 1800 рублей за полный день, 1500 рублей с 14.00 до 18.00; детский 500 рублей

Выбираем место для отдыха в Крыму: Многоликий Крым: обзор самых популярных курортов

На следующий день мы отправились домой, успев влюбиться в Крым за эти три с половиной дня. Однозначно вернемся сюда всей семьей, и уверена, еще не раз.