Как новый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 стал Казанским памятником

Изделие 45 или Backfire - сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец повышенной дальности Ту-22М3

Этот самолет-памятник был производен на Казанском заводе аж в 1993 году!
Производился он не как памятник, а как настоящий самолет, но в 90-е он был законсервирован по причине отсутствия денег, а в 2007 году был установлен как памятник и стоит сейчас в Караваевском парке на пересечении улиц Петра Витера и Ижевской

2. Самолёты серии Ту-22М — большие и сложные машины, давшие в дальнейшем многочисленные наработки как по пассажирским, так и боевым машинам, по всем авиационным КБ СССР (самолёты 3-4-го поколения). Самолёт впервые в СССР получил очень сложный, но вполне работоспособный комплекс взаимосвязанных как цифровых, так и аналоговых решающих систем АО и РЭО. Значительная часть самолётных систем была построена на самой современной на тот момент полупроводниковой базе и интегральных микросхемах, а в качестве датчиков угловых перемещений как управляющих поверхностей, так и задатчиков в кабине вместо потенциометров и сельсинов использовались синусно-косинусные трансформаторы (СКТ). Именно на Ту-22М большая часть операций экипажа по управлению самолётом и применению оружия была автоматизирована, а «ручное управление» самолётными системами подразумевало нажатие кнопок или тумблеров в кабине экипажа в заданной последовательности.

3. И в наши дни завод выпускает эту модификацию Ту-22М3
Это — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.
Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.


5. А начало этой модицикации быо положено в январе 1974 года, когда ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25.
В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3 («45-03»), были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25. Была изменена конструкция воздухозаборников, которые теперь располагались под углом к фюзеляжу (по аналогии с МиГ-25), что несколько разгрузило крыло, так как воздухозаборники стали частью несущей конструкции. Уменьшение динамического сопротивления на малых скоростях улучшило лётные характеристики самолёта.

На викимапии нашел подробную историю этого самолета:

С этим самолётом связана одна из многочисленных (увы) историй, про которые хочется сказать: "Только в нашей стране такое возможно!"

Это самый "молодой" Ту-22М3. Клеймо ОТК на заводской бирке датировано июлем 1993 года. К тому времени Министерство обороны задолжало КАПО огромную сумму денег за ранее поставленные машины, и завод упёрся: новые самолёты будем передавать только после погашения долга.

Потом 90-е, кризис, никому не было никакого дела до новых Ту-22. Только в Украине за несколько лет более полусотни 22-х распилили...

...А завод всё ждал и ждал денег от МО. Сколько разных вариантов по нему было: за бесплатно переделать в Ту-22МР, пустить на программу Ту-22М4, отдать туполевцам в качестве летающей лаборатории - будто бы у туполевцев были такие деньги, сколько новая тушка стоит...

Самолёт долго стоял законсервированный. В начале 2000-х все возможные потроха из него вытащили на запчасти.

И в 2007 году самый новый, нулёвый стратегический ракетоносец Ту-22М3 был установлен памятником у КАПО. Непонятно только, памятником чему."

12. До 2020 года планируется модернизировать на Казанском авиационном заводе до 30 Ту-22М3, установив на них оборудование на новой элементной базе и адаптированное под расширенную номенклатуру вооружений, в том числе и современного высокоточного, обеспечивающее поражение не только стационарных стратегических и крупных подвижных целей, но и малоразмерных тактических целей. Предусматривается совершенствование БРЭО (в частности, установка новой БРЛС), снижение радиолокационной заметности. Также провести комплекс работ по продлению ресурса до 40 лет. Эти самолеты несут обозначение Ту-22M3M (Backfire-E).

После соответствующей модернизации могут нести высокоточные бомбы типа КАБ-1500 и КАБ-500  с лазерным самонаведением и бомбы КАБ-500С  с системой наведения по ГЛОНАСС. После модернизации также могут применяться более современные ракеты типа Х-31, Х-35, Х-38 и Х-41 и крылатые ракеты Х-65, Х-101 и Х-555.

14. В разное время в СССР и РФ самолёты Ту-22М2 и Ту-22М3 базировались (полужирным — базируются в настоящее время):

Дягилево, Рязанская область, 43-й ЦБП ДА, 2 самолёта;

Кульбакино, Николаевская область, 540-й ИИМРАП 33-го ЦБП и ПЛС АВМФ

Остров (Веретье), Псковская обл. 444-й ЦБП и ПЛС МА РФ;

Оленегорск, Мурманская область, ДА; (7000 авиабаза, на данный момент дислоцировано около 40 Ту-22М3)

Быхов, Могилёвская область 170-й гв. МРАП БФ (Ту-22М2 и Ту-22М3);

Быхов, Могилёвская область 240-й гв. МРАП БФ (Ту-22М2);

Лахта, п. Катунино, Архангельская область, 574-й МРАП СФ;

Весёлое, Крымская область, 5-й гв. МРАП ЧФ;

Октябрьское, Крымская область, 943-й МРАП ЧФ;

Каменный Ручей п. Монгохто, Хабаровский край, 568-й МРАП ТОФ (20-Ту-22М2, в дальнейшем 16 Ту-22М3 из Крыма;

Каменный Ручей, п. Монгохто, Хабаровский край, 570-й МРАП ТОФ (20 Ту-22М2);

Полтава (УССР), 185-й гв. краснознаменный Кировоградско-Будапештский ТБАП ДА;

Белая, п. Средний, Иркутская область, 1225-й ТБАП ДА;

Белая, п. Средний, Иркутская область, 1229-й ТБАП ДА;

Бобруйск, Могилевская область, 200-й ТБАП ДА;

Завитинск, Амурская область, до 1992 года — 303-й ТБАП ДА, с 1992 — 132-й ТБАП,

Шайковка, Калужская область, 52-й ТБАП ДА;

Сольцы, Новгородская область, 840-й ТБАП ДА

Воздвиженка, Приморский край, 444-й ТБАП ДА;

Орша, (м. Балбасово) Витебская область, 402-й ТБАП ДА;

Прилуки, Черниговская область, 184-й ТБАП ДА.

Хвалынка (Спасск-Дальний), Приморский край, 219-й ОДРАП ДА

Стрый, Львовская область, 260-й ТБАП ДА

Тарту, Эстонская ССР,132-й Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского тяжелый бомбардировочный авиационный полк : 18 Ту-22МЗ [с 1987 г.],

Кневичи, Приморский край, 183-й МРАП, 20 самолетов Ту-22М2 (из Быхова ), с 1990 по 1993 год.

Подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/media/kukmor