Американские фильмы о политике

29.03.2018

На сегодняшний день самым известным для широкой общественности именем режиссёра, регулярно транслирующего свои гражданские взгляды, остаётся имя Оливера Стоуна.

Сама биография Стоуна – это курс политического движения справа налево. В 60-е годы юноша, заряженный американским ура-патриотизмом, отправляется во Вьетнам. Т

Очевидно, указанные выше события приводят к некоторому сдвигу в гражданских взглядах мистера Стоуна. Его позиция по Вьетнаму вполне отражена во «Вьетнамской» трилогии: фильмах «Взвод» (снятому по автобиографическому сценарию), «Рождённый 4-го июля» (кинобиография Рона Ковика, инвалида боевых действий Вьетнама, ставшего одним из лидеров протестных демонстраций) и «Небо и земля» (история конфликта глазами вьетнамской девушки).

Хотя это скорее военные, а не политические драмы, мы приводим их, как свидетельство формирования позиции.

Первая политическая лента, появившаяся благодаря творческим усилиям Оливера Стоуна – «Сальвадор», критикующая политику вмешательства Соединённых Штатов во внутренние дела других государств.

Парабола развития его творческого метода вполне закономерно привела к исследованию внутренних политических противоречий собственной Родины. Он создаёт ещё одну трилогию, чрезвычайно смелую – о жизнях или смертях нескольких президентов США. Так, картина «JFK: Выстрелы в Далласе» дотошно погружает нас в расследование знаменитого убийства Джона Фицджеральда Кеннеди в штате Техас 22 ноября 1963-го года. Стоун через историю окружного прокурора Джима Гаррисона пытается разобраться, кому могла быть выгодна его смерть.

Фильм «Никсон» о фигуре Ричарда Никсона являет собой сюжет о неудачнике, которому, в конце концов, улыбнулась удача стать главой государства, и что из этого получилось (много нелицеприятного).

Наконец, третья картина указанной трилогии, в некоторой степени самая смелая – «Буш» вышел на экраны ещё до того, как закончился второй президентский срок Джорджа Буша-младшего, и носил явный критический характер (можете представить подобный инцидент в современной России?).

Другой американец начал свой путь, как политического режиссёра, чуть раньше, хотя и снял меньше картин указанной направленности.

Это Алан Пакула.

Алан Пакула подряд снял два знаковых политических фильма, до сих пор являющихся хорошими образцами жанра. Это «Заговор «Параллакс» и «Вся президентская рать».

Оба фильма появились на фоне политических скандалов с Ричардом Никсоном и осознания Вьетнамской катастрофы. Американское общество оказалось деморализовано. Оно переставало верить словам лидеров. Спецслужбы превращались в сознании во враждебного и страшного монстра.

«Заговор «Параллакс» рассказывает о том, как в Сиэтле во время предвыборной встречи убивают кандидата в президенты (полагаю, это отсылка к гибели Роберта Кеннеди в отеле «Амбассадор») – спустя год постепенно умирают свидетели происшествия. Оставляет этот мир и журналистка Ли Картер, незадолго до смерти рассказавшая о своих подозрениях бывшему любовнику Джо. Оказавшись в центре теории заговора, Джо пытается разобраться, что же происходит.

«Вся президентская рать» уже напрямую касается Уотергейтского скандала – реально существовавшие журналисты газеты «Washington Post» Боб Вудворд и Карл Бернштейн проводят собственное расследование инцидента. Картина получила 4 «Оскара». Фильм являет собой прекрасный пример и как политическая драма, и как кино о журналистских расследованиях (тот самый случай слияния нескольких жанров).

Позже Алан Пакула снял также «Дело о пеликанах», соединяющий в себе тему теории заговора с коррупцией и предпринимательским хищничеством.

Отдельного слова в рамках разговора об американских политических режиссёрах заслуживает Джордж Клуни.

Мало кто обращает на это внимание, но Клуни обладает также выраженной гражданской позицией, его интересует тема свободы в рамках Западного общества, а также честность (вернее, бесчестность) политических фигур.

Подобные размышления привели к появлению нескольких режиссёрских проектов Джорджа: «Признания опасного человека» (дебют), «Доброй ночи и удачи» и «Мартовские иды».

Безусловно, найдутся и другие заметные фигуры политического кино в американской киноиндустрии, однако я постарался обозначить самых заметных.

В целом мы можем сделать вывод, что политическая драма из Соединённых Штатов характеризуется постановкой вопросов о пределах демократии, о могуществе США в мире (и его цене), об изъянах политической системы, о свободе личности.

С оригинальной статьей вы сможете ознакомиться пройдя по этой ссылке.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!