39 445 subscribers

Ария Царицы ночи: история ненависти

11k full reads
15k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 74% of the total page views
5 minutes — average reading time
Диана Дамрау в роли Царицы ночи
Диана Дамрау в роли Царицы ночи

Ария Царицы ночи из "Волшебной флейты" Моцарта, как и каватина Нормы Беллини, претендует на звание самой знаменитой арии во всей оперной литературе. Такую славу она получила из-за своей совершенно исключительной вокальной сложности.

Но речь идёт не только о акробатических колоратурах на головокружительной высоте. Это ещё и огромный выплеск ненависти, на грани свирепости, который трудно сочетается с "хрупким" амплуа колоратурного сопрано, для которого эта ария предназначается.

Чтобы понять, почему Моцарт написал её именно таким образом - немного об опере и её сюжете.

"Волшебная флейта"

Это последняя опера Моцарта и его последняя радость. Премьера состоялась за два с небольшим месяца до его смерти - 30 сентября 1791 года. Моцарт сам руководил двумя первыми спектаклями. В афише было написано:

"Г-н Моцарт из уважения к любезной и почтенной публике и из дружбы с автором этого произведения сегодня лично будет руководить оркестром".

Опера имела большой успех. Она ставилась раз за разом и каждый вечер зал был полон.

Моцарт был в эйфории. Почти каждый день он писал жене (она лечилась в Бадене) о том, как идут спектакли. Он возил на представления "маму" (тёщу), маленького сына Карла, Сальери, Катарину Кавальери (звезду венской оперной сцены), и все были в полном восторге от оперы.

"Волшебную флейту" он написал по заказу Эмануэля Шиканедера - своего старого приятеля, актёра, певца и владельца пригородного театра Вены «Auf der Wieden». Тот сам сочинил либретто и спел главную комическую роль - Папагено.

Эмануэль Шиканедер в роли Папагено.
Эмануэль Шиканедер в роли Папагено.

Сюжет, придуманный Шиканедером - это причудливая комбинация многочисленных источников (театральных, литературных и философских), приспособленная для создания яркого сценического шоу. Тут и Египет с Осирисом и Исидой, и откуда-то взявшийся японский принц, и раздвигающиеся горы, и огонь, и водные потоки, и танцующие звери.

Всё это ещё до предела наполнено нравоучительными сентенциями в духе идей Просвещения и масонства. Правда, в наше время ни масонские идеалы, ни агрессивно-патриархальная мораль этой оперы, ни откровенное "фи" в адрес темнокожего персонажа уже не находят понимания у зрителя.

⭐В чём вред «Волшебной флейты» Моцарта?

И вообще, в её сюжете не всё понятно.

Кто хороший, кто плохой

Если воспринимать "Волшебную флейту" так, как воспринимают сказку дети - безусловно, в ней всё будет совершенно ясно. Зарастро - хороший, он за свет и добро. Царица ночи - плохая. Она за тьму, и Зарастро поэтому ненавидит.

Но у взрослого зрителя неизбежно возникают вопросы. Так ли уж безупречен Зарастро, насильно забирающий у матери дочь, держащий у себя в услужении рабов (в кандалах!) и назначающий провинившемуся слуге в качестве наказания 77 ударов палками по пяткам?

Ария Царицы ночи: история ненависти

И чем, собственно, плоха Царица ночи, если она спасает прекрасного японского принца Тамино от ужасной змеи (а это символ зла у масонов), нежно любит свою дочь Памину, а за враньё наказывает болтливого Папагено не палками, как "добрый" Зарастро, а тем, что символически вещает ему на рот милый золотой замочек, и то на пять минут. У неё никаких рабов и симпатичная свита из трёх нежных сердцем дам, и вообще - она любит птичек, которых покупает у того же Папагено.

Её первая ария в начале оперы (тоже очень сложная), где она просит Тамино спасти дочь, ничего плохого не предвещает. Да, она называет Зарастро злодеем, но как ещё могла бы назвать мать похитителя её дочери?

Ария Царицы ночи: история ненависти

Почему же всё так меняется во втором действии, где она является пленённой Памине с кинжалом в руке и в крайне резкой форме велит ей убить Зарастро, обещая за непослушание все кары на голову бедной девушки. Где же её материнская любовь и что, собственно, привело её в состояние аффекта?

«Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen»

Вот текст этой знаменитой арии в популярном русском переводе:

Ужасной мести жаждет моё сердце!
Я беспощадна! Жажду мести я!
Должен узнать Зарастро ужас смерти,
А если нет, так ты не дочь моя!
Навек тебя оставлю, живи одна в позоре!
Из сердца вырву с корнем даже память о тебе.
Оставлю! Забуду! Вырву с корнем даже память о тебе!
И ты одна погибнешь в униженье!
Вам, боги мщенья, вам даю обет!

Царицу ночи как будто подменили. Теперь нет никаких сомнений в том, что она настоящая злодейка.

В оркестре удары грома, а в вокальной партии сверкающие искры и разящие молнии колоратур запредельной сложности. Тут и быстрые пассажи гаммами, и извилистые плавные линии на одном дыхании, и очень трудные акробатические скачки в высочайшем регистре (там несколько "фа" третьей октавы) - практически, вокальной стратосфере.

Ария написана так, словно человеческий голос уже и не голос, а какой-то музыкальный инструмент, для которого нет предела в высоте и виртуозности - достаточно только нажать нужную клавишу.

Размах эмоций тут тоже фантастический. Моцарт заряжает эту музыку энергией особой, сверхъестественной силы. Всё здесь – каждая нота – бьётся жаждой немедленного мщения и взрывается фейерверками ненависти.

⭐Четыре знаменитые арии мести: пока блюдо ещё горячо

Бывший муж Царицы ночи

Почему же она так ненавидит Зарастро? Настолько, что уже и родная дочь ей не дорога. Любой заподозрит, что тут что-то личное. Недаром родилась популярная версия, не раз озвученная, что Зарастро - это бывший муж Царицы ночи, родной отец Памины, который забрал себе дочь по праву, а не просто так.

Но это все мелодраматические фантазии. Бывший муж Царицы ночи - совсем другой персонаж. И Памина прекрасно помнит своего отца.

В полном оригинальном варианте либретто оперы (его принято сильно сокращать) Царица ночи сама рассказывает дочери эту историю перед тем, как спеть свою знаменитую арию.

Из него следует, что она вдова. Её покойный муж когда-то владел золотым диском Солнца - главным символом власти, и могущество королевской четы было беспредельным. Умирая, он завещал жене и дочери всё своё огромное царство, но символ власти над светом - золотой диск - внезапно оставил не супруге-царице, а Зарастро.

Объяснил он свое решение тем, что власть - не женского ума дело. Вот как это было в пересказе Царицы ночи:

"Женщина! - сказал он хмуро. - Солнечный диск предназначен для посвященных. Зарастро будет пользоваться им так же разумно, как и я раньше. И ни слова больше! Есть вещи, недоступные женщинам. Твой долг теперь - вверить себя и нашу дочь мудрому мужскому попечению".

Так Царица ночи утратила своё могущество.

"Любимое дитя! - говорит она Памине. - Твоя мать больше не может тебя защитить. Моя власть ушла в могилу вместе с твоим отцом"

Плюс измена

А дальше в этом разговоре Царица ночи узнаёт, что Тамино, отправленный ею на поиски дочери, вообще не собирается её возвращать матери. Более того, он уже и сам перешёл на сторону Зарастро и готовится к посвящению.

Ария Царицы ночи: история ненависти

Но самый болезненный удар она получает от родной дочери, которая вдруг начинает хвалить своего похитителя и при этом ссылается на мнение отца:

"Ведь и мой отец был связан с этими мудрыми мужами: он всегда говорил о них с восторгом, хвалил их доброту, их ум, их добродетель. И сам Зарастро - воплощение всех этих добродетелей..."

Естественно, что Памина не успевает договорить, как Царица ночи взрывается яростью:

"Что я слышу! Ты, моя дочь, находишь причины, чтобы защищать этих варваров? Ты любишь человека, который служит моему смертельному врагу, готовому уничтожить меня в любой момент?"

Это последняя капля в чаше её ненависти к Зарастро, который восстановил против неё мужа, лишил могущества, объявил её саму исчадием женского зла, суеверий и предрассудков, а потом ещё забрал себе мозг, душу и тело любимой дочери! Не говоря уже о её женихе.

Именно в этот момент Царица ночи и достаёт свой кинжал, требуя от Памины убить Зарастро.

Ария Царицы ночи: история ненависти

Любой адвокат оправдал бы Царицу ночи, учтя все обстоятельства, приведшие к состоянию аффекта. Но об адвокатах говорить не приходится, потому что совсем скоро Зарастро ставит Царице ночи сокрушительный мат. В финале оперы он отправляет несчастную в египетские тартарары вместе с тремя её фрейлинами.

⭐Мария Каллас этого не пела никогда: четыре фейка Ютуба

Как стать Царицей ночи

Впервые арию Царицы ночи на оперной сцене спела Жозефа Хофер. Она была родственницей Моцарта и приходилась его жене Констанции старшей сестрой.

Моцарт ей не очень симпатизировал. Вот, что он написал о ней отцу за десять лет до того, как судьба свела их с Жозефой в «Волшебной флейте»: «… ленивая, грубая, лживая особа, и очень себе на уме». Судя по воспоминаниям, у неё был большой диапазон голоса и довольно резкий тембр. В расчёте на её данные он и написал партию Царицы ночи.

Кстати, весь ближайший родственный круг Моцарта состоял из колоратурных сопрано. Этим голосом обладали его жена и две её сестры - та самая Жозефа и Алоизия, первая любовь Моцарта. В одной из арий, написанных для неё есть даже "соль" третьей октавы.

Но вообще очень неправильно смотреть на арию Царицы ночи как на вокально-цирковой номер. Многие колоратурные сопрано свободно берут такие высокие ноты. Но очень редко кто поёт эту арию с такой фуриозной силой, какую заложил в ней Моцарт.

⭐Мифы и блефы вокала: про шесть октав диапазона и Книгу рекордов Гиннесса

И уж совсем высший пилотаж исполнения - спеть так, чтобы пламя адской мести не разорвало кристальную, совершенную красоту этой музыки.

Диана Дамрау:

О том, кто лучше спел эту арию - здесь 👇

⭐Кто лучшая Царица ночи?

⭐Мария Каллас этого не пела никогда: четыре фейка Ютуба