Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку

15 March 2018

Фильмов, в которых звучит классическая музыка, очень много. Но здесь речь пойдёт о четырёх "атмосферных" фильмах, в которых атмосферу делает именно музыка.

1. "Солярис" (СССР). Режиссёр Андрей Тарковский. 1972 год

Фантастика, детектив, психанализ, философия, любовь, великолепные актёрские работы - этот фильм и без гран-при Каннского фестиваля был бы записан в книгу мировой киноклассики.

На борту космической станции, изучающей планету Солярис, происходят загадочные и необъяснимые вещи: к каждому их трёх учёных на борту корабля являются фантомы, в которых воплощен их самый постыдный и мучительный жизненный опыт. К Крису приходит погибшая по его вине жена, и она - не совсем фантом. Распутать эту ситуацию можно только путём серьёзных моральных жертв.

Органная хоральная прелюдия Баха фа минор "Я взываю к тебе, Господи!" с "космическим" сочетанием органа и электронных звучаний (аранжировка Эдуарда Артемьева) без слов даёт ответы на все вопросы. Она выражает сверхсмысл фильма, это взгляд на всё с самой высокой точки обзора.

2. "Смерть в Венеции" (Италия). Режиссёр Лукино Висконти. 1971 год

В основе фильма лежит новелла Томаса Манна, а где Манн, там всё очень глубоко, неординарно и неоднозначно.

Пожилой композитор (чопорный баварец) приезжает в Венецию, чтобы хоть ненадолго вырваться из жизненной суеты, побыть одному и подлечить сердце воздушными ваннами на пляже. От нечего делать он рассматривает отдыхающую публику и замечает польского мальчика-подростка совершенно запредельной, ангельской красоты. То, что он начинает испытывать к нему, приводит его в полное смятение и ужас.
Мальчик оказывается не так прост, и водит композитора как рыбак щуку - на натянутой леске.

Всё это было было бы просто пошло, если бы не музыка.

В фильме крайне мало слов и много музыки. Адажио из Пятой симфонии Густава Малера, фоном звучащее весь фильм, выносит эту историю на внесексуальный уровень, где даже смешное, странное и нелепое становится прекрасным воплощением любви.

3. "Королевство полной луны" (США). Режиссёр Уэс Андерсон. 2012 год

Шедевральный фильм вне всяких голливудов и артхаусов. Лирическая поэма о тех, кого называют лузерами.

Это история двух подростков. Он - изгой в своем скаутском отряде. Она - странная девочка 12 лет, с стрелками в стиле Бриджит Бордо, без тени улыбки на лице.
Они абсолютно и фатально одиноки. Мальчик сирота, от которого отказались приёмные родители. Девочка живет в большой семье, где мать разговаривает с детьми через мегафон и тайком встречается с местным шерифом, а отец в бессильном отчаянии рубит деревья. Просто рубит.
Они притягиваются друг к другу как два магнита, сбегают и создают свой честный и правильный мир, о котором прочитали в книжках.
Вокруг их побега закручиваются события, которые меняют всё внутри людей и даже в природе.

Музыка в "Королевстве"- это атмосфера фильма и второй план повествования. В ней, к тому же, есть смысловые ключи к тому, что происходит в фильме. Симфонический "Путеводитель по оркестру" и детская опера "Ноев ковчег" британского классика 20 века Бенджамина Бриттена в сочетании с Шубертом, Моцартом и французскими песенками 60-х - потрясающе выразительный микс чистоты, любви и наивности, которая только и способна спасти мир.

Здесь песенка для детского хора "Кукушка" из цикла Бриттена "Пятница после обеда".

4. "Меланхолия" (Дания, Швеция, Франция, Германия). Режиссёр Ларс фон Триер. 2011 год

Меланхолия - это мягко сказано. Если вы готовы получить дозу тяжёлой смертной тоски и сильного художественного впечатления от прекрасной режиссёрской и актерской работы в нагрузку - тогда смотрите.

Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку
Две сестры, одна из которых тихо мается ощущением бессмысленности собственной жизни, другая пытается спасти её своей самоотверженной любовью. Всё бесполезно, всё катится в смерти, все это знают, но делают вид, что живут обычной жизнью.
И вдобавок, на Землю медленно надвигается прекрасная и ужасная, как музыка Вагнера, планета Меланхолия. Столкновение неизбежно.

Нерв этого фильма - музыка вступления к супер меланхолической опере Вагнера "Тристан и Изольда".

Вы будете отравлены этим ядом выматывающей душу мелодиии. Но в чём магия Вагнера - усвоите навсегда.