Что нужно знать о Вагнере

12 April 2018

Что нужно знать о Вагнере

Самая большая проблема в том, что о Вагнере не расскажешь в двух словах!)

1. Рихард Вагнер - это совершенно особое явление в истории музыки. Он был самой влиятельной фигурой в искусстве XIX века. Вся музыка, во всяком случае, опера, делится на "до" и "после" Вагнера.

Нет ни одного другого композитора, о котором столько писали и говорили бы, как о Вагнере. До сих пор он остается в центре внимания и споров.

2. Вагнер - человек глобальных идей и целей. Он мыслил в категориях преобразования мира посредством музыки. Главные позиции Вагнера:

  • мир катится к гибели, потому что у людей ложные ценности: деньги и власть
  • главная ценность - любовь
  • музыка превращена в развлечение, тогда как её истинное призвание - делать людей лучше и духовнее, внушать им благородные идеи, показывать, где зло, а где добро.

3. Вагнер был трудным подростком. Его отчислили из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он учил только те предметы, которые его интересовали - литературу и греческий язык (зато знал их блестяще) и бунтовал против школьной дисциплины. Два года в университете он провёл в режиме непрерывных студенческих пирушек, после чего бросил учёбу.

4. Музыке он начал серьёзно учиться только в 18 лет. Для того, чтобы освоить в совершенстве все музыкальные науки, ему понадобилось всего лишь два года систематических занятий у частного педагога. На фортепиано он играл на любительском уровне.

5. Вагнер был примером личности с невероятно раздутым эго. Он никогда не сомневался в том, что он величайший из композиторов, когда либо живших на свете (исключение делалось только для Бетховена).

В любом обществе он мгновенно перетягивал всё внимание на себя. Он был великолепным оратором, обладал незаурядным умом, бурной фантазией и редкостной человеческой харизмой. Его влияние на людей было магнетическим. Он создал вокруг своей личности культ, и люди охотно признавали за ним статус "высшего существа" после первого же знакомства. Вагнер был с этим согласен, и использовал всех своих поклонников в личных и творческих целях.

6. Он был болезненный человек очень маленького роста (152 см) и не сказать, чтобы приятной наружности. На всех прижизненных карикатурах он избражался в образе властного карлика.

Что нужно знать о Вагнере

7. Вагнер всю жизнь прожил на деньги взятые в долг или пожертвования фанатов. Его заработков никогда не хватало, чтобы обеспечить вложения в постановки его опер и личные причуды. Фразой "кто кому обязан - гений миру или мир гению?" он снимал с себя все кредитные обязательства и никогда принципиально не возвращал долгов.

Судебные органы не разделяли его принципов, и ему не один раз приходилось бежать от преследований полиции по обвинению в неуплате кредитов.

8. В возрасте 50-ти лет Вагнер стал фаворитом короля Баварии Людвига II, который был фанатично предан гению, и предоставил в распоряжние своего кумира отдельный дворец, Мюнхенский театр, казну и своё личное покровительство.

9. Вагнер боготворил любовь, и считал, что творец может раскрыть свой гений миру только тогда, когда он преданно любим женщиной. Его жизнь - вереница больших и маленьких романов, чаще всего скандальных. (О самой большой любви Вагнера - в этой Кульшпаргалке)

Первый раз он женился в 22 года. Этот брак длился 30 лет и был бездетным. Овдовев, он женился второй раз на дочери Ференца Листа Козиме. Ему было 57, ей на 24 года меньше.

Что нужно знать о Вагнере

Их трое детей родились задолго до этого бракосочетания, во время брака Козимы с другим мужчиной. Другом Вагнера.

Об их совершенно удивительном романе в Культшпаргалке рассказано здесь.

10. Указывая род своей деятельности, во всех анкетах и биографиях Вагнер писал первой строчкой не "композитор", а "философ". Все свои идеи по преобразованию искусства и мира он излагал в статьях и книгах, которые оказывали сильное влияние на умы современников, потому что был блестящим литератором и полемистом.

Любимым философом Вагнера был Шопенгауэр.

11. Вагнер был главной фигурой в жизни Фридриха Ницше. Музыка Вагнера потрясла Ницше ещё в юности (Ницше тоже занимался композицией), а после первого личного знакомства он попал под его влияние на многие годы. Его философские труды развивают идеи Вагнера. Их отношения закончились разрывом по инициативе Ницше, который осознал, что полностью растворился в гении.

12. Вагнер - автор самого грандиозного произведения в истории музыки - четырёхсерийной оперы (тетралогии) "Кольцо нибелунгов". Зритель должен провести в театре последовательно четыре вечера, чтобы дослушать её до конца. В общей сложности - это более 15 часов музыки.

13. Вагнер воплотил в жизнь свою главную, совершенно фантастическую мечту: построить специально оборудованный грандиозный театр для исполнения только одного произведения - тетралогии "Кольцо нибелунгов". Ему удалось перевести эту идею в ранг общенародного проекта, в который включилась не только Германия, но и другие страны. Театр был построен на пожертвования вагнеровских фанатов в Европе и США. Он существет до сих пор как Вагнеровский храм искусства, и привлекает вагнеристов со всех концов мира.

Об этом театре Культшпаргалка рассказывала здесь и здесь.

14. Вагнер испытал очень сильное влияние личности русского анархиста Михаила Бакунина. Его восхищал масштаб революционно-нигилистических теорий и поступков Бакунина, который впоследствии вополотился в главном герое вагнеровского творчества - сверхчеловеке Зигфриде.

15. Вагнер был политическим преступником - он участвовал вместе с Бакуниным в Дрезденской революции 1848 года. Ему удалось бежать в Швейцарию, где он провёл 13 лет в изгнании.

16. Всех своих детей и собак Вагнер называл именами персонажей из своих опер.

17. Музыка Вагнера требует от слушателя концентрации и погружения. Его лучшие оперы (которые он называл музыкальными драмами) очень длинны, в них нет арий, хоров, мелодий, которые можно было бы напеть, темп сценического действия очень медленный. Это экзистенциальные драмы с тонким психологизмом, невероятным рахмахом эмоций и непрерывным развитием магнетической музыки.

Тому, кто не сумел всем этим проникнуться, они кажутся скучными, пафосными и затянутыми, как, например, Чайковскому.

18. Вагнер писал свои оперы на сюжеты легенд и мифов, потому что считал их идеи надвременными и универсальными.

Он был первый, кто вообще открыл миф для искусства. Весь корпус современной литературы и кинематографа по скандинавским и северонемецким мифам (от "Властелина колец" Толкина" до голливудских фильмов и сериалов) - обязан своим рождением Вагнеру.

19. Вагнер сильно повлиял не только на мировую музыку, но и на литературу. Его фанатами были Бернард Шоу, Генрик Ибсен, Томас Манн, Шарль Бодлер, все наши русские философы Серебрянного века и поэты-символисты с Александром Блоком во главе.

20. Один из вагнеристов - Адольф Гитлер, сумел так воплотить свой музыкальный фанатизм в реальности, что теперь на Вагнера легла вина за все преступления Второй мирой войны. По этой причине его оперы почти 20 лет после войны не ставились на наших сценах. А в Израиле до сих пор он неофициально запрещён в любом виде.

О главных хитах Вагнера - в этой культшпаргалке.