"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте

9,7k full reads
19k story viewsUnique page visitors
9,7k read the story to the endThat's 50% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте

Музыкальный обозреватель главной бельгийской газеты "La Libre" Nicolas Blanmont не пожалел восторженных эпитетов для молодого пианиста Виталия Старикова, ярко выступившего в полуфинале престижного Конкурса королевы Елизаветы. Его статья вышла под таким заголовком:

"Конкурс королевы Елизаветы: откровение Старикова - гениального и изобретательного русского, возвеличивающего немецкую музыку".

"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте
Виталий Стариков - 26-летний пианист из Екатеринбурга, закончил Московскую консерваторию (ученик Веры Горностаевой и Элисо Вирсаладзе). Он победитель международных конкурсов в Эпинале (Франция, 2017) и в Тренто (Италия, 2019).

То, как Виталий Стариков исполнил в полуфинале сочинения Моцарта, Баха и Брамса, стало поводом для такой восторженной реакции бельгийской прессы.

Что такое Конкурс королевы Елизаветы

Это один из старейших музыкальных конкурсов в мире. Его репутация (особенно для пианистов и скрипачей) очень высока. Основала конкурс королева Бельгии Елизавета Баварская (страстная любительница музыки и покровительница искусств, неплохо игравшая на фортепиано и скрипке) в память о бельгийском скрипаче Эжене Изаи в 1937 году.

"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте

С тех пор уже 84 года он существует благодаря финансированию из бюджета королевской семьи, пожертвованиям частных лиц и разнообразных организаций.

Сейчас на конкурсе четыре номинации: фортепиано, скрипка, виолончель и вокал. Проводится он ежегодно в мае ( из-за пандемии был пропущен этап 2020 года), причём все специальности соревнуются не одновременно, а распределены последовательно по годам. 2021 - год конкурса для пианистов.

В результате отбора по видеозаписям на первый тур были допущены 58 музыкантов, в полуфинал вышли 12, в финал будут отобраны 6. Таково же количество призовых мест. Не только лауреаты, но и все участники, вышедшие в полуфинал, получат очень солидное денежное вознаграждение.

Естественно, хоть и грустно, что конкурс проходит в пустом зале, точнее, в почти пустом, поскольку в разных его точках сидят тринадцать членов жюри в масках и активно аплодируют каждому участнику, пытаясь хоть как-то компенсировать отсутствие публики.

Брюссельские нюансы

В отличие от конкурса Чайковского, где программы традиционно строятся на хрестоматийной фортепианной классике, в Брюсселе делается акцент на современной музыке, и не только на современной, но и на только что написанной специально для этого мероприятия. Это один из способов продвижения творчества композиторов XXI века в массы (ещё не так давно на конкурсе была композиторская номинация).

В этом году все двенадцать полуфиналистов должны сыграть авангардно-инфернальный Ноктюрн француза Пьера Жодловски. Соответственно зрители интернет-трансляций во всём мире послушают его двенадцать раз в течение шести дней и на всю жизнь запомнят имя этого композитора.

А те шестеро, кого международное жюри пропустит в финал, должны будут прямо на месте (в Брюсселе) в течение недели выучить абсолютно новое сочинение другого французского композитора - Бруно Мантовани - для фортепиано с оркестром.

"Изобретательно, блестяще, дерзко, абсолютно захватывающе"

Эта реплика бельгийского критика относится к исполнению Виталием Стариковым Второй сонаты Брамса с зашкаливающим градусом романтизма. Но то же можно сказать и об остальной части его программы в полуфинале.

Совершенно нехрестоматийный и неаутентичный, но очень интересный Бах, которого почему-то практически не играют на этом конкурсе (Токката и фуга ля минор), резвый, но очень хрупкий Моцарт (23-й концерт). И вышеупомянутый Ноктюрн, сыгранный с виртуозностью хирурга-убийцы из ночного кошмара (содержание этого Ноктюрна по словам самого композитора связанно именно со сном и пугающе-навязчивыми мыслями).

Тот заряд творческого электричества, который есть в игре пианиста, может поразить слушателя в обе стороны: кто-то восхитится, а кто-то усомнится. Но то, что это "изобретательно, блестяще, дерзко и захватывающе" - совершенно точно. Посмотрим, к какому полюсу восприятия склонится жюри, насколько удачно выступят соперники Виталия Старикова и пожелаем ему стойкости и удачи.

P.S.

Теперь уже стало известно, что Виталий Стариков, как двое других российских полуфиналистов, прошли в финал.

Это:

  • Сергей Редькин, уже известный и опытный пианист, в 2015 году получивший третью премию на XV конкурсе Чайковского

Королева Бельгии пришла послушать Сергея Редькина на конкурсе пианистов в Брюсселе

  • Дмитрий Син - ученик Рены Шерешевской, воспитавшей двух ярких звёзд конкурса имени Чайковского (Люка Дебарг и Александр Канторов).
                               Сергей Редькин и Дмитрий Син
Сергей Редькин и Дмитрий Син
Сергей Редькин и Дмитрий Син

Смотреть все выступления можно на 👉сайте конкурса.

24 мая Виталий Стариков откроет финальные соревнования пианистов. Они будут транслироваться онлайн на сайте конкурса (ссылка выше).

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки