Как играют незрячие пианисты

Незрячих исполнителей, достигших выдающихся успехов в своём деле, довольно много. Среди них много хороших певцов, баянистов, гитаристов, джазменов-саксофонистов. Но все же труднее всем приходится академическим пианистам, то есть тем, кто исполняет классический репертуар на профессиональном уровне.

1. Как они разучивают сложный текст, если не видят нот?

Для незрячих музыкантов существует нотный шрифт Брайля. Луи Брайль был хорошим музыкантом, пианистом, органистом и скрипачом, и преподавал музыку слабовидящим детям. Поэтому он кроме шрифта для чтения, позаботился и о системе записи нот.

Это довольно громоздкая техника, и даже четыре такта в простом двухголосии в "переводе" Брайля выглядят вот так сложно:

Можно себе представить, как будет выглядеть в брайлевском шрифте 8 тактов этюда "Кампанелла" Листа, где вот столько звуков сразу:

Чтобы разучить произведение, пианист учит партии обеих рук по очереди. Одной рукой он"читает" шрифт, а другой воспроизводит то, что прочитал. Запоминает. Потом "читает" таким же образом партию левой руки и тоже запоминает. Потом сводит всё в одновременном звучании. Это долго, сложно и не всегда понятно в деталях. Кроме того, не всегда можно найти ноты, записанные шрифтом Брайля.

Поэтому пианисты с серьёзным репертуаром и хорошим музыкальным слухом учат текст на слух, подбирая то, что слышат на аудио записях.

Известный японский пианист Нобуюки Цудзии готовит программу с помощью помощников, которые делают для него нарезку из фрагментов произведения, а он их потом последовательно разучивает со слуха.

2. Как они ориентируются на клавиатуре?

Клавиатура фортепиано устроена довольно удобно для слепых: на ней есть выпуклые черные клавиши, по ним легко сориентироваться в начале игры. А дальше пианист уже ориентируется на клавиатуре примерно так же, как в знакомом пространстве помещения, где он уже знает наизусть, сколько шагов до шкафа, и в каком месте повернуть, чтобы не наткнуться на стул.

Вообще, игра вслепую - обычное дело и для зрячих музыкантов - для скрипачей, духовиков. Но полная свобода достигается, конечно, долгими упражнениями, когда руки твёрдо запоминают позицию относительно клавиш.

3. Как у них получается делать большие скачки и не мазать?

Это самая большая проблема незрячих пианистов. В технически сложных пьесах часто встречаются переносы рук на довольно большие расстояния, иногда в очень быстром темпе. Мажут даже зрячие виртуозы.

Здесь важен внутренний глазомер или, в данном случае, внутренне чувство расстояния, "память руки", а также психологическая подготовка: способность отключить в себе страх ошибки. Ну, и, конечно, многочасовое повторение трудного места.

На этом видео незрячий пианист Нобуюки Цудзии, лауреат фортепианного конкурса Вана Клиберна, играет один из труднейших этюдов Листа - Кампанеллу. В самом конце там есть огромные скачки в быстром темпе - камень преткновения многих виртуозов. Но он играет их безупречно.

4. Как играть с оркестром, если не видишь жестов дирижёра?

В концертах для фортепиано с оркестром очень важны точные вступления солиста, единый эмоциональный настрой, синхронность финальных аккордов. Обычно пианист внимательно следит за руками дирижёра, а незрячему исполнителю опять помогает тонкий слух. Он слышит дыхание дирижёра, характерные резкие вдохи, сопровождающие обычно активный жест.

5. Зачем вообще всё это нужно незрячему?

Игра на каком-нибудь инструменте - это великолепная компенсация того ограничения, которое накладывает на человека слепота. Для детей это новое умение, которое делает их увереннее в себе. Кроме того, музыка даёт человеку возможность почувствовать то, что он не может увидеть: линии, цвета, объемы и эмоции от красоты мира.