39 574 subscribers

Кто написал Реквием Моцарта?

2,2k full reads
5,1k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 43% of the total page views
5 minutes — average reading time

Начало этой истории в статье 👉"Почему Реквием Моцарта - это не просто музыка?"

В ней можно узнать, почему история Реквиема началась с обмана и продолжилась подлогом.

Вильям Джеймс Грант. Портрет Моцарта, пишущего Реквием. 1854 г.
Вильям Джеймс Грант. Портрет Моцарта, пишущего Реквием. 1854 г.

Реквием Зюсмайера

Франц Зюсмайер вошёл в историю музыки как "тот самый Зюсмайер, который дописал Реквием Моцарта". Несмотря на то, что первоначальные цели этой реконструкции были направлены на извлечение сиюминутной выгоды, получилось так, что благодаря ему Реквием не остался лежать в разрозненных нотных листках, а зазвучал с концертной сцены уже спустя два года после смерти Моцарта и звучит до сих пор.

При этом Зюсмайер так и не дождался благодарности от человечества за свои труды. Наоборот, он, как святой Себастьян, стал мишенью для острых критических стрел. В глазах потомков он выглядел примерно как пушкинский "маляр негодный", который "пачкает мадонну Рафаэля".

Моцарт, дающий указания Зюсмайеру о том, как закончить Реквием
Моцарт, дающий указания Зюсмайеру о том, как закончить Реквием

Всё, что он сделал, уже давно принято оценивать как примитив и безобразие: то фуга не такая, как надо, то параллельные квинты. И вообще, как он посмел. Даже те фрагменты, к которым невозможно придраться, совершенно безосновательно объясняются тем, что это он не сам сочинил, а списал с каких-то неизвестных человечеству эскизов Моцарта, о которых он коварно умолчал. Потому что не мог же такую красоту написать какой-то там Зюсмайер, в адрес которого Моцарт вечно отпускал всякие шуточки.

⭐В чём вред «Волшебной флейты» Моцарта?

Но чтобы правильно оценить его вклад в дело Моцарта, надо понимать, что он взялся за решение задачи, заранее обречённой на провал: никто не мог бы дописать Реквием так, как это сделал бы сам автор.

Более того, никто бы и не решился продолжить труд гения по собственной воле. Хотя бы потому, что в то время ещё просто не существовало практики реконструкции незаконченных сочинений. Эскизы Моцарта так и остались бы эскизами.

И уж точно Зюсмайер не виноват в том, что его реконструкция Реквиема стала хрестоматийной. Во вском случае, он никому не мешал дописать это сочинение лучше, чем он. Так, чтобы человечество ахнуло: "Вот он - настоящий Моцарт!". И таких попыток впоследствии было довольно много.

Кстати, Франц Ксавер Зюсмайер был не только "тем, кто дописал Реквием Моцарта". Уже после смерти Моцарта он стал довольно успешным композитором, автором многочисленных зингшпилей (зингшпиль - это немецкая комическая опера). Даже Бетховен и Паганини написали вариации на его известные всем мелодии.
Зюсмайер умер, как и Моцарт, совсем молодым - ему было всего 37 лет. Его могила (на том же самом кладбище Святого Марка) тоже была утрачена, как и могила Моцарта.

Реквием - миф?

Так получилось, что к партитуре Реквиема, помимо самого автора и Зюсмайера, приложили руку довольно много людей. Кто-то неизвестный внёс поправки в оркестровку, чтобы сыграть первые две части на панихиде по Моцарту спустя пять дней после его кончины. Что-то дописал Йозеф фон Эйблер, к которому Констанция обратилась в первую очередь, и не только он. В конце концов, заказчик Реквиема, граф фон Вальзегг, тоже переписал его своей собственной рукой и поставил под партитурой свою подпись.

В итоге возник закономерный вопрос: а где же сам Моцарт? Может, этот шедевр и не шедевр вовсе, а так - коллективная поделка? Или даже подделка? А все восторги публики вытекают не из достоинств самой музыки, а из мифов вокруг неё - "лебединая песнь отравленного врагами гения" и т.п.?

Тем более, как выяснилось, некоторые темы и идеи в Реквиеме заимствованы: то из Генделя, то из Михаэля Гайдна (родного брата великого Йозефа Гайдна, тоже композитора). Может, король на самом деле голый?

⭐Бабушка Моцарта

Поскольку развенчивать великое и великих - одно из любимых удовольствий толпы, эта тема не умирает уже лет двести.

Первым крикнул "ату его" Готфрид Вебер - музыкант-теоретик и редактор одной немецкой газеты ещё в 1825 году. Он высмеял всю музыку от начала и до конца и написал, что "великий Моцарт перевернулся бы в могиле, услышав, как его глубокие идеи были опорочены ... этими звуками". Жалкая подделка, основанная на переработке чужих тем, ни чувства, ни мысли, восхищаться нет ни одного основания, да тут нет ни единой ноты великого Моцарта - таков был его вердикт.

До сих пор идеи этого человека, расценивавшего Реквием Моцарта как сделанную наспех халтуру, а его успех - как разновидность массового внушения, всплывают в кругах людей, не имеющих самостоятельных суждений о музыке.

В прессе завязалась полемика, тираж газеты, к радости её редактора, пришлось увеличить.

Известно, что Бетховен, прочитав эту статью, написал на полях газеты две фразы: "О, ну ты и осёл!" и ещё одну, совсем уж нецензурную. Он считал Реквием великой музыкой.

Людвиг ван Бетховен - гравюра по рисунку В. Линденшмита-cтаршего https://www.beethoven.de
Людвиг ван Бетховен - гравюра по рисунку В. Линденшмита-cтаршего https://www.beethoven.de

Реквием как квест

Начиная с первого концертного исполнения Реквиема спутся месяц после кончины Моцарта, организованного в Вене бароном ван Свиттеном, это сочинение (в редакции Зюсмайера) стало самой популярной заупокойной музыкой. Он звучал на панихидах по Гайдну, Бетховену, Шопену и на многих государственных траурных церемониях. Под эту музыку были похоронены вдова Моцарта Констанция и оба его сына.

⭐Кем стали дети Моцарта?

Такой же невероятной популярностью пользовался Реквием и как концертное произведение. Просчёты Зюсмайера в голосоведении и инструментовке оценить могли далеко не все. К тому же, самые главные мелодические идеи Моцарт всё же успел записать, и эффект, который они производят, затмевал всё остальное.

Правда, музыканты ревниво отнеслись к вмешательству Зюсмайера. Шуман, Брамс, Рихард Штраус критически высказывались на этот счёт. Однако никто не решался отважиться на исправление хрестоматийного текста. Это означало пойти против публики, для которой каждая нота Реквиема стала, фактически, сакральной. Привычка - мощная вещь.

Только к середине 20 века, когда был обнаружен ещё один, неизвестный ранее эскиз Реквиема, начались попытки сделать новую реконструкцию.

Привычный всем Реквием Моцарта стал меняться на глазах. Его новые версии появляются в наше время всё чаще. При этом их авторы действуют по-разному. Кто-то ограничивается всего лишь исправлением явных огрехов Зюсмайера, кто-то просто добавляет к его тексту что-то своё, а кто-то действует по принципу "то, что дозволено Зюсмайеру, дозволено и мне" и действует радикально, начиная реконструкцию с чистого листа.

И всё же Франц Зюсмайер, несмотря на все свои параллельные квинты, всегда будет иметь огромную фору по сравнению со всеми отличниками гармонии и инструментовки, поскольку ему, и никому больше, сам Моцарт говорил, как должен звучать его Реквием.

В списке самых заметных продолжателей дела Зюсмайера немецкий музыковед Франц Бейер, английский математик и музыковед Ричард Маундер, музыкальный критик и скрипач-аутентист Дункан Дрюс и профессор Гарвардского университета Роберт Левин. В 21 веке новые реконструкции появляются едва ли не каждый год.

⭐Моцарт о любви

В итоге "стандарт" Зюсмайера потихоньку отодвигается в прошлое, а Реквием Моцарта становится чем-то вроде музыкального квеста на тему "найди настоящего Моцарта", который можно пройти по любому маршруту. Во всех этих вариантах абсолютно узнаваемы только первые части, а дальше возможны всякие сюрпризы.

Особенно преобразилась со временем знаменитая "Лакримоза".

Об этом следующая статья 👉 Что такое "Лакримоза" и почему их несколько

Ещё о Моцарте:

⭐Что нужно знать о Моцарте

⭐Последняя музыка: как Бах и Моцарт простились с этим миром

⭐И всё же: как хоронили Моцарта?

Немного хорошего о Сальери

⭐Как выглядел Моцарт на самом деле?

⭐Как Моцарта женили

⭐Семь самых популярных шедевров Моцарта

⭐Моцарт о любви

⭐В чём вред «Волшебной флейты» Моцарта?

⭐Бабушка Моцарта

⭐Кем стали дети Моцарта?