8709 subscribers

Как падала мораль от СССР до России на примере двух ролей Людмилы Касаткиной

43k full reads
Как падала мораль от СССР до России на примере двух ролей Людмилы Касаткиной

В 1963 году в киножурнале Фитиль была показана сценка "Жертва" о недалекой пошлой дамочке и её случайном попутчике. Узнав, что её собеседник - писатель, "несчастная женщина " попыталась его разжалобить в надежде, что он напишет сценарий для фильма об её жизни.

Героиня Касаткиной жалуется на судьбу и одновременно заигрывает со случайным попутчиком, кадр из журнала "Фитиль" 1963 год.
Героиня Касаткиной жалуется на судьбу и одновременно заигрывает со случайным попутчиком, кадр из журнала "Фитиль" 1963 год.

Суть томного и нарочито манерного монолога "жертвы" в том, что она очень несчастна, поскольку ради материальных благ вынуждена связывать свою жизнь с пожилыми, но богатыми мужчинами, в ущерб молодым, но бедным ровесникам.

Потрясающе красивый русский язык актеров и общий высочайший уровень игры, ставят эту небольшую сценку в ряд шедевров советского кинематографа, но дело даже не в этом. В "Жертве" нет откровенных нравоучений, но, каждый посмотревший эту теле-новеллу понимает, что её героиня банальная и никчемная приспособленка. Снять нравоучительный сюжет (по сути басню) так, что зрителю все понятно и без лишних слов - в этом сила подлинного таланта и искусства.

Как падала мораль от СССР до России на примере двух ролей Людмилы Касаткиной

Однако прошло немногим более 40 лет, и вот уже вначале 2000-х годов, у этой истории, зачем то было снято продолжение. Но, тонкий и атмосферный юмор в первой части "Жертвы" заменил здесь аляповато-примитивный балаган. Действие теперь продолжается на неких курсах для гламурных светских львиц, где юные красавицы обучаются приёмам внедрения в кошельки все тех же пожилых, но обеспеченных мужчин.

Юные дебютантки слушают советы "бывалой содержанки"
Юные дебютантки слушают советы "бывалой содержанки"

А ведёт эти курсы постаревшая, но по прежнему эффектная, та самая "Жертва" из поезда 40-летней давности - героиня Людмилы Касаткиной. Она дорого и вызывающе одета и всем своим видом излучает благополучие беспардонной и наглой потребительницы.

Людмила Касаткина изображает женщину, которая добилась материального счастья за счет других
Людмила Касаткина изображает женщину, которая добилась материального счастья за счет других

Жаждущие красивой жизни девчонки внимают каждому слову этой циничной приспособленки, а ранее скептически настроенная девушка корреспондент настолько проникается увиденным, что в грубой форме прогоняет коллегу мужчину и под общие аплодисменты вступает в этот клуб потенциальных содержанок. Занавес!

Девушка корреспондент понимает, что "не правильно" жила и для успеха в жизни нужно быть такой как героиня Касаткиной
Девушка корреспондент понимает, что "не правильно" жила и для успеха в жизни нужно быть такой как героиня Касаткиной

И зачем собственно это вообще было снято? Подобный поворот сюжет убивает сам дух "Фитиля", как юмористического киножурнала, обличающего пороки общества. Эти две небольшие роли Людмилы Касаткиной очень хорошо показывают ту моральную бездну, что разверзлась перед современным обществом. Как говорится: "два мира - два Шапиро", но это данность, к которой мы пришли за 40 с лишним лет (на момент съёмки второй части этой теле-новеллы)

Как падала мораль от СССР до России на примере двух ролей Людмилы Касаткиной

Отдельно необходимо отметить деградацию русского языка и общей режиссерской работы: примитивнейшие диалоги, банальный (и даже глупый) сюжет, плохая работа оператора. Да и сама Людмила Касаткина играет здесь слишком прямолинейно, грубо и совсем не интересно. Между первой и второй частью "Жертвы" действительно лежит не только 40 лет, но и целая пропасть в мироощущении, качестве кинопродукции и моральном здоровье общества.