7187 subscribers

Как объяснить отрицательные числа маленькому ребенку еще до школы

1,9k full reads
2,8k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 68% of the total page views
2 minutes — average reading time

Шурик в конце 1 класса свободно складывает и вычитает отрицательные числа. Ему это так же легко и естественно, как сложение и вычитание положительных.

И это - не потому, что он математический гений.

Просто я легко и просто объяснила Шурику отрицательные числа еще в 5 лет: сразу же после того, как он узнал про обычный устный счет.

Поделюсь с вами, как я это сделала.

Изучаем отрицательные числа с малышом: практическая работа

Помню, как объясняли отрицательные числа в школе мне: там в учебнике была координатная сетка и графики. Треш.

На самом деле для того, чтобы понять, как устроено и зачем нужно отрицательное число, ничего подобного не нужно.

Просто идите в здание, где есть подземная парковка: в торговый центр, жилой комплекс, больница. Таких зданий сейчас, к счастью, полно.

Садитесь в лифт - и поехали с объяснениями.

Напоминаете ребенку, что все этажи пронумерованы. И люди договорились, что всегда - всегда все этажи над землей будут называть обычными числами 1, 2, 3 и так далее, а этажи под землей - подземную парковку, например, числами с минусом.

Причем, чем глубже под землю, тем число будет больше.

Поднимитесь на лифте на верх здания от земли, расскажите, что вы - в наземной части, поэтому мы считаем числа по порядку как обычно. Можно предложить малышу самому нажимать кнопки этажа подряд: 1, 2, 3.

Теперь поехали вниз. Точно так же по порядку нажимаем на кнопки и считаем числа этажей, только в обратную сторону.

Когда доехали до 1 этажа, говорим, что вот, это самый нижний этаж, который находится над землей. Ниже него - этажи, которые прокопаны внутрь земли, на поверхности их не видно.

Теперь будем спускаться на эти этажи: по одному за раз, отсчитывая: был «1 наземный», теперь мы спускаемся под землю: -1, -2 и так далее.

Обращайте внимание малыша на номера «отрицательных» этажей - они обычно написаны прямо напротив открывающихся дверей лифта.

Перед уже знакомыми малышу числами будет стоять знак «минус». Договоритесь, что каждый раз, когда речь идет про «подземелье» - возле числа нужно поставить такой же значок.

Закрепление пройденного

Вдоволь накатавшись на лифте, понажимав кнопки и повторив счет по порядку в обе стороны, повторите дома это же упражнение на бумаге.

Нарисуйте дом с 5-6 этажами наверху и подземной парковкой такой же глубины.

Не забудьте на этажах нарисовать хотя бы парочку таких же объектов, как видели в настоящем здании.

Напр., если вы были в торговом центре, вспомните: может, на каком-то этаже малыш обратил внимание на прилавок с мороженым, необычный манекен, или начал просить игрушку. Вот именно это и нарисуйте и скажите, что именно вы нарисовали (в нашем примере: «Помнишь, на втором этаже мы с тобой мороженое ели? Вот оно, здесь - а вот номер этажа, на котором мы его ели»).

На парковке не забудьте нарисовать пару машинок и другие опознавательные признаки парковки.

На отдельной бумажке нарисуйте лифт и начинайте «кататься» на нем по бумажным этажам. Здесь много вариантов:

Вверх и вниз от уровня земли, считая вслух «положительные» и «отрицательные» этажи по порядку

С самого низа (отрицательного) до самого верха (положительного) - тоже с обязательным счетом вслух

Приехать точно на нужный этаж вразнобой - этаж называем сначала мы, потом малыш («Поезжай на -3!» - «Я приехал на -3»)

Если нарисовали внутри здания много объектов - можно угадывать этаж («Поезжай на этаж, где продается мороженое» - «Я приехал на 2 этаж»).

Первые дней 10 после изучения повторяйте ежедневно по 5 минут.

Дальше - от случая к случаю. Постарайтесь не забыть эту науку к тому моменту, как изучили обычное сложение.

Чего не надо делать при изучении отрицательных чисел

Поскольку мы говорим про изучение отрицательных чисел с дошкольником - не надо грузить его теорией.

После объяснений про лифт ваш малыш Точно поймет отрицательные числа с легкостью, и вам, вдохновленным успехом, может немедленно захотеться нарисовать и объяснить малышу какой-нить график.

Этого делать не надо ни в коем случае!!!!

Как и учить с малышом слово «отрицательный». Пусть называет как ему удобно - хоть «подземное число», как называл мой 4-летний младший - или вообще никак.

Кстати, младшему я рассказывала, что у обычных людей числа обычные, а числа с минусом - у гномиков, которые живут под землей.

И люди и гномики начинают считать от уровня земли. Мы строим небоскребы и называем этажи все выше и выше вверх: чем выше небоскреб - тем круче. А гномики строят свои дома вниз, и тоже чем глубже - тем круче.

В общем, чем естественнее малыш будет воспринимать «числа с минусами» - без их «правильных» названий- тем проще ему будет их не просто запомнить, а осознать.

————

Другие статьи про отрицательные числа для первоклашек ищите по тегу #кумономама_отрицательные числа

Еще больше статей про занятия с детьми читайте в моем блоге про японскую методику KUMON>>

Познакомьтесь со мной в Инстаграм >>