Открытое письмо одной мамы учителям начальной школы

81k full reads
161k story viewsUnique page visitors
81k read the story to the endThat's 50% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Сегодня будет необычная тема. Я опубликую не свою статью, а открытое письмо одной многодетной мамы, адресованное учителям начальной школы.

У Люды трое детей-школьников: седьмой, четвертый и второй класс. В прошлом году двое младших находились на домашнем обучении, а в этом году все трое вышли учиться в школе.

В открытом письме, которое вы сейчас прочитаете, Люда описала всю боль обучения детей математике в начальной школе.

Думаю, многие из вас прочитают то, что всегда подозревали, но оставляли невысказанным.

Письмо начальной школе и родителям младших школьников

Вначале хочу выразить благодарность за труд учителей начальной школы.

Моим детям всегда везло с учителями.

Я точно знаю, что они хотят дать детям лучшие знания и всё делают для этого.

У меня трое детей. Двое еще учатся в начальной школе.

И опыт семейного обучения вскрыл в моем сознании, что со школьным подходом к математике в началке что-то не так.

Последние четыре месяца я мучалась в мыслях, чтобы понять, а что не так.

Расскажу, почему я сделала первоначальные выводы, что начальная школа имеет глубокие проблемы с математикой.  

В средней и старшей школе дети не умеют решать задачи по физике, химии, математике, геометрии.

Учителя не понимают, почему.

Почему раньше задания на выпускной работе по математике были намного сложнее, чем сегодня, почему современные дети не справляются.

Когда мой сын перешёл в пятый класс, то неожиданно простая ранее математика стала для него трудной. 

Моя подруга (владелец этого канала) предположила, что проблемы связаны с пробелами в скорости и правильности умений складывать, вычитать, делить и умножать.

Но в четвёртом классе проблем не было, с чего бы сейчас такая яма.

Мы с сыном эксперимента ради решили заниматься по книжкам Кумон для подтягивания техники счёта.

Сразу скажу, продержались мы несколько месяцев, но яркого результата не получили.

Возможно, потому, что не осилили все книги. Их было очень много. 

Но всё же я уверена, что проблема стоит далеко не в механике счёта.

На тот момент, я только гадала, что не так. 

Еще через год после тех событий моя дочь перешла на семейное обучение. Поэтому я была вынуждена подбирать ей учебники по математике.

И уже тут я поняла, что учебники по математике программы “Школа России” не соответствуют учебнику по математике 5 класса. 

Т.е. программа 5 класса не является логическим продолжением, она неожиданно требует знаний, которые не были даны в начальной школе. Это была как раз та яма, в которую мы провалились. 

Вторая проблема, вскрытая мной, была в том, что буквально каждый урок по математике новая тема.

Мы еще не закрепили старую, как уже новая. В результате буквально через неделю сын уже не мог решить то, что прошёл ранее, просто забывал. Математика перестала быть связанной, она стала попыткой понять, подставить какие-то числа куда-то или угадать. 

Хочу заметить, что учитель в школе не замечал проблем у моего сына. 

На этом моменте мои догадки, что в начальной школе что-то не так, и остановились.

Мы успешно отучились год на семейном обучении с дочкой в 3 классе и с сыном в 1м классе.

Сын радовал меня своими успехами по математике, он хорошо считал, решал задачи. Решал бытовые задачи.

Бытовые задачи у нас выглядят так. У меня 10 яблок, а вас трое. Сколько целых яблок я дам каждому? Сколько яблок у меня останется? Задачи типа «у тебя 2 конфеты, а сестры 5, на сколько больше у сестры, чем у тебя» - мы решали в 4-5 лет. 

Во втором классе мы реши пойти в школу.

В один прекрасный день я попросила сына делать домашнюю работу по математике, на что он мне сказал, что не может решить задачу из учебника.

Я сильно удивилась и посмотрела, что за задача. Тут я чуть не упала. Задача была типа «у Маши 2 яблока, а у Даши на 2 больше, сколько яблок у Даши»?

Я думала, что он шутит. Когда я поняла, что нет, мой мозг чуть не взорвался. 

Мысль, что с началкой явно проблемы, не давала мне покоя. Я точно знала, что теперь дело не в моём ребёнке. 

Я начала выяснять, что говорит учитель на уроке, как она объясняла задачу на уроке, почему они начертили именно такую схему, а не другую. Я обзвонила своих подруг, мам второклассников и выяснила, что и в других школах учат также, как в нашей.

И тут я поняла, почему у многих детей проблема с математикой.

А проблема потому, что учителя, пользуясь своим авторитетом, практически запрещают детям думать!

Да, да, запрещают.

Но делают они это не со злого умысла. Их задача - научить детей решать задачи. Вот они, вместо того, чтобы развивать детям мышление, навязывают шаблонное решение.

Грубо говоря, их методика выглядит так: «Прочитай задачу. Найди ключевые слова “больше на, меньше на,…”, определи какая схема из шаблонных подходит. Натяни цифры на шаблон. Реши шаблон.»

Дорогие учителя, вы конечно, научите детей мыслить шаблонно, все в классе научатся пользоваться шаблонами и, как результат, решат задачу.

Ведь это ваша цель?

Но это не цель самого предмета- математика!

Математика должна учить находить решения без шаблонов, должна развивать логику, должна учить пониманию физического смысла задачи. 

Проблема моего сына была в том, что он впервые столкнулся с необходимостью решать задачу строго(!) шаблонно. 

У него в голове не было чёткого представления, сколько всего шаблонов, как выбрать нужный, как натянуть на него цифры.

А в школе ему внушили, что, если ты не можешь начертить схему (т.е. выбрать шаблон), то ты не можешь решить задачу - и задача вовсе не решена, если не выбрана и не начерчена подходящая схема.

Я попросила ребенка на минуточку забыть о всех схемах и решить задачу так, как раньше.

Конечно, ответ был получен молниеносно.

Я сказала: «Вот видишь, ты знаешь и можешь решить задачу!» - «Нет, так решать задачи неправильно, ты ничего не понимаешь, задача решена только тогда, когда начерчена схема!»

Вот где лежат проблемы математики, физики, химии, геометрии.

Детям запрещают думать, делать логические выводы, анализировать. Всё это запрещено, разрешены только шаблоны. 

Сегодня всё чаще слышу «креативное мышление, логика, критическое мышление».

Почему раньше этих слов не было, но эти виды мышления были у основной массы детей?! А сейчас все эти термины есть, а мышления нет. Да здравствует начальная школа с её строгими шаблонами!

Я не педагог, я просто мама. И я боюсь отводить ребёнка в школу, потому, что в этом году я поняла, в чём проблема начальной школы.

И развитие шаблонного мышления - это не единственное моё опасение. Есть еще переживания. 

Зачем внушать ребёнку, что он не может что-то решить?

Есть такой термин “выученная беспомощность”.

Так вот если ребёнок два месяца подряд слышит: «Ты не можешь решить задачу», - (а на самом деле - выбрать шаблон) от авторитетного для него человека, то он начинает думать, что он и правда не может решать задачи, начинают появляться мысли “я глупый”.

Я не сразу начала бить тревогу, что сын не может решать задачи.

Только когда он начал регулярно заявлять мне: “Я не буду решать, я же не умею их решать”, я поняла, что у нас проблема. И проблема была уже психологическая.

Сейчас мы её решили, но два месяца мы эту проблему получали и потом два месяца, специально уйдя на удаленку, сидели дома и решали её. 

Еще хочется обсудить

большие объемы домашних заданий

Под большим объёмом я называю больше, чем 2 - 3 номера (примеры и задача). 

Зачем они?

Особенно, если большой объем по всем предметам.

Видимо, учителя думают: «Пусть дети отрабатывают дома».

В итоге ребёнку самостоятельно трудно делать много, и ему помогают родители. 

Как следствие, у ребёнка нет самостоятельности. 

И снова получается “выученная беспомощность” - здесь уже в самостоятельном решении домашних работ. 

Теперь получается, что вначале заставляют думать шаблоном, потом убеждают, что ты глупый, и в завершение большой объем домашки как бы подтверждает, что сам ты ничего не знаешь, и тебе нужен кто-то, кто тебе поможет (родители), т.е. убивают самостоятельность и веру в себя. 

Школьные оценки

Про оценки тоже есть вопросы.

Именно оценки как бы подводят итог всему обучению.

На мой взгляд, оценка в начальной школе должна мотивировать на учёбу, но никак не наоборот. 

В аттестат она не идёт.

Какая цель плохих оценок? 

Если у ребёнка проблемы в счете или, скажем, в задаче - надо доносить проблему до родителей.

А как родитель поймёт почему “3”или “2”, в чём пробел? Почему оценки ставятся по критериям? Кому нужна эта сортировка детей?

Оценка должна ставится относительно прежних успехов ученика.

Т.е. ученик должен хотеть сегодня сделать лучше, чем вчера.

Сделал лучше - оценка лучше, сделал хуже - оценка хуже. 

Сильному ученику можно поставить “4” за небрежный почерк, если раньше буквы были ровные. И слабому можно поставить “4”, даже если есть ошибка, но работа явно старательно выполнена.

—————-

Мой текст получился длинным, но главное, что хочется донести до учителей:

если не изменить подход от шаблонного решения к логическому, на выходе из школы у детей будут проблемы.

Главное для начальной школы - научить детей думать, верить в себя, заинтересовать учёбой.

В современной начальной школе как раз всё наоборот. 

Дорогие учителя, не обижайтесь на меня, я знаю, что вы очень стараетесь. И эта статья - не оценка вашей работы, это попытка выйти на диалог с вами.

Если вы не согласны со мной будет очень интересно почитать ваши комментарии и найти способ, чтобы математика и технические науки не были трудными для наших детей. 

————————

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com .

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti