Семь самых умных женщин советского кино. Часть 3

16 August 2020
28k full reads
4,5 min.
43k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 65% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

В предыдущей части своего хит-парада я обещала рассказать про умную женщину из очень старого советского фильма, которая могла бы давать мастер-классы – как завоевать неприступного мужчину, стать крутым профессионалом и завести множество друзей.

Вы уже поняли по заглавной картинке, о ком идет речь. И, согласитесь, она все это действительно умудрилась сделать. ;)

3. Тося, «Девчата»

Как-то лет в 14 я смотрела этот фильм с одной родственницей, которая искренне недоумевала: "Господи, ну как же Илья в нее влюбился, страшная, маленькая, невоспитанная и вообще дура и замухрышка".

И вот тогда я впервые поняла одну вещь, которая на самом деле поражает меня до сих пор. Мы все смотрим одно и то же кино, но выводы делаем совершенно разные, а героев меряем исключительно по своим меркам, не видя того, чего сами не имеем и не можем понять.

Мне уже тогда в Тосе очень многое понравилось. И в наши дни ее качества не утратили актуальности, а кое-что даже стало еще более востребованным.

Итак, промоем косточки поговорим о Тосе, одной из самых умных женщин в советском кино. ;)

Как известно, есть три кита, на которых держится наша жизнь – личная жизнь, общение и самореализация. То есть человек, который нашел дело по душе, любимого человека и хороших друзей – это человек, который состоялся по всем пунктам.

Сразу видно - человек доволен собой и окружающими :)
Сразу видно - человек доволен собой и окружающими :)
Сразу видно - человек доволен собой и окружающими :)

Кстати, мне очень не нравится одна фишка современных всяких женских тренингов и прочих психологов – что человек полностью автономен, самодостаточен, и личная жизнь на его счастье вообще никак не влияет.

Ага, щас. Эту концепцию придумали бабы-дуры, у которых не сложилась личная жизнь, они рыдают по ночам в подушку, но при этом уговаривают себя и других – что одной быть лучше. (а что еще делать-то остается?).

Но я про это напишу отдельную разгромную статью. А сейчас вернемся к Тосе. Это вовсе не настырная пигалица, не смешно одетая дурочка-девчонка, не замухрышка, а глыба, мегачеловичище.

Вот она появляется в суровой уральской глуши. (Кстати, этот фильм снимался на родине моего отца, и поэтому очень мне дорог, там даже газету читают «Чусовской рабочий», а Чусовой - это город его молодости.

И мой отец, кстати, и сам бы мог сниматься в кино (фото ниже). Он был намного красивее Рыбникова и не хуже Тихонова, и плюс рост 186 см).

Но я отвлеклась (хотя старые фильмы для меня тесно связаны с образом родителей, их молодостью, их любовью. Мы и смотрели-то их вместе, и одновременно они рассказывали что-то из своей жизни. Есть даже один фильм, который почти один в один их история - это "Весна на Заречной улице).

Итак, в этой уральской глуши есть свои железные правила, там работают мужики, которые не привыкли к сантиментам, там сложились свои установки, правила, связи, дружбы, любовные отношения и т.д.

И Тося начинает обживаться среди чужих ей людей. Причем сначала умудряется настроить всех против себя. И соседок, по тумбочкам которых она пошарилась. И суровых мужиков, потому что она дала отлуп самому брутальному и уважаемому среди них.

Но Тося настолько сильная личность с кипучей энергией и желанием помочь другим, что спустя какое-то время становится общей любимицей.

Вскоре Вера ее уже опекает и становится буквально «мамой Верой», Надя и Катя - ее лучшие подружки, и даже ее соперница-антагонистка Анфиса буквально меняется под влиянием Тоси и к концу фильма начинает с той дружить.

Меняется и Вера – становится не такой категоричной и уже не сжигает письма от мужа и вообще оттаивает и начинает тянуться к любви.

Меняется и Надя, которая плыла по течению и собиралась выйти замуж за зачуханного Ксан Ксаныча (вот тоже баба-дура – не найти нормального мужика на лесоповале, буквально заповеднике, где пасутся стада непуганых одиноких мужиков, а женщин - дефицит. Это же просто умудриться надо, это эпик фейл какой-то).

Но под влиянием Тоси Надя уже задумывается - надо ли выходить замуж только потому что, что «часики-то тикают». Я, кстати, искренне верю, что Надя найдет себе нормального жениха, тем более, что она теперь дружит с Тосей, которая влилась в компанию Ильи, где куча молодых и симпатичных неженатых парней.

Как можно хотеть выйти замуж за Ксан Ксаныча, когда тут красавец Филя не женат? И огромный и мужественный Вася свободен?
Как можно хотеть выйти замуж за Ксан Ксаныча, когда тут красавец Филя не женат? И огромный и мужественный Вася свободен?
Как можно хотеть выйти замуж за Ксан Ксаныча, когда тут красавец Филя не женат? И огромный и мужественный Вася свободен?

Меняется даже Катя - у той просыпается сострадание к другим, и она готова вынырнуть из своего счастья и грустить вместе с Тосей, у которой на тот момент все плохо.

(Но у Тоси, кстати, все нормально с уважением к чувствам и желаниям других. Она отнюдь не эгоистка и легко отказывается от этой ненужной ей жертвы. И это тоже дорогого стоит – сколько людей требует этих жертв от окружающих. Им надо чтобы кто-то страдал вместе с ними, утешал, выгребал их душевное дерьмо и часами вытирал им настоящие и фигуральные сопли-слезы).

То есть Тося обрастает настоящими друзьями и становится любимицей всего поселка лесорубов. А вот в том, что ее полюбили все остальные, сыграло роль не то, что она хороший друг (задушевным другом для всех не станешь, мы способны всерьез дружить всего с несколькими людьми), а то, что она профессионал в своем деле. Который приносит своей работой серьезную пользу окружающим – а люди это всегда ценят.

И как не старались хейтеры ее опорочить при помощи черного пиара, мол, щи у нее невкусные, но против правды не попрешь. У Тоси «каждая калория на своем месте».

А как самозабвенно она рассказывает, сколько блюд можно приготовить из картофеля: "Картошка жареная, отварная, пюре. Дальше: картофель-фри, картофель-пай, картофельные пирожки с мясом, с грибами, с капустой и так далее. Картофельные оладьи, соус грибной, соус томатный, соус сметанный и так далее. Картофельный рулет, запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом. Шаньги!»

Я бы сказала, что это слова настоящего профессионала, который мог бы работать шеф-поваром в крутом ресторане, и не только советском, но и в суровом мире чистогана.

Причем эти слова не расходились с делом – Тося была подкована не только в теории кулинарии, но и практике. Она готовила так, что люди за добавкой буквально ломились. А накормить толпу лесорубов, которые целый день корячатся на морозе, да еще и так, чтобы те довольны были – это высший пилотаж.

Я в своих поездках-экспедициях кулинарила в походных условиях максимум человек на 10, и то это был тяжелый труд. И я готовила в свое время и на печке, как Тося – тут вообще надо быть укротителем всех стихий, чтобы справиться с тем, чтобы ничего не подгорело и не выкипело.

А Тоня со всем этим лихо управляется и заслуживает всеобщую любовь – тем более, как мы знаем, что путь к сердцу мужчин через желудок самый короткий и гладко асфальтированный. :)

Кстати, Тося еще и умеет ценить и оберегать саму себя – она успешно добивается того, чтобы ей улучшили условия труда – приобрели новый вагончик с новой техникой.

И выдали новое оборудование, спецодежду и т.д. И, любя себя, она и другим приносит пользу - теперь люди едят в теплом удобном вагончике, где даже можно раздеться, (а раньше лопали в верхней одежде).

Она не терпила (именно терпила, это имя существительное :)), как многие бабы-дуры, которые все сделают для других, но забудут про себя, а потом будут страдать и обвинять остальных, что те не ценят их жертвы.

Тося же уважает себя, свои границы, свои интересы, при этом не вламывается в границы-интересы других, она крутой профессионал – и при всем этом она не теряет женской трепетности, слабости, доверчивости – и покоряет брутального Илью, первого парня на деревне, о котором явно вздыхала не одна девчонка.

Но он никому не давался в руки, а так - пошаливал с Анфисой, зашибал деньгу, зарабатывал славу и о женитьбе явно пока не задумывался.

Но Тося умудрилась залезть в сердце и душу непрошибаемого Ильи, полностью покорить его - так, что он готов и меняться, и заваливать ее буквально золотом и жениться и всю жизнь оберегать и лелеять.

Причем, заметьте, Тося обладает извечным женским мудрым всепрощением. Она, пусть и не сразу, смогла простить Илью, который ее обидел.

Я лично знаю упоротых женщин, которые по своей дурости не смогли простить кое-какие не самые даже серьезные ошибки - и лишились своего счастья навсегда. А Тося сумела это сделать. А ведь тоже могла просто собрать вещички и навсегда уехать из поселка. Но она осталась - и поняла и простила.

Она очень гордая - но при этом мудрая и умеет прощать. Настоящая женщина.
Она очень гордая - но при этом мудрая и умеет прощать. Настоящая женщина.
Она очень гордая - но при этом мудрая и умеет прощать. Настоящая женщина.

Итак, в финале Тося – нашла завидного жениха, крутой профессионал, обросла настоящими друзьями, помогла многим разобраться в себе и заслужила всеобщее любовь и уважение.

Ну вот и кто тут замухрышка, кто тут дурочка? Многие мечтают хоть что-нибудь из этого списка получить – а она все это приобрела сразу. Хэппи энд, закрытый финал, и мы готовы пересматривать этот фильм бесконечно. :)

А в следующий раз я расскажу о женщине отнюдь не советской, но из советского фильма. Она сделала грандиозную карьеру, достигла вершин славы, ловко расправилась с соперницей и обрела после испытаний покой в душе и полное принятие самой себя.

Наталья Трубиновская