Почему ребёнок не говорит в 3 года?

Проблема задержки речевого развития сейчас очень актуальна. Частично она вызвана тем, что мамы сидят до 3-х лет со своими детьми дома. С одной стороны это хорошо, потому что вступает в работу иммунная система, но что касается речи, то здесь имеются упущения. Когда ребенка отдают в детский сад в 1 год, ему приходится "выживать", он начинает вести коммуникативную деятельность, он начинает общаться с окружающими, с педагогами, что-то требовать, где-то уступать, ему приходится говорить. Даже если имеется патология, то педагоги это сразу могут понять, направить к врачам-специалистам.

Те дети, которые живут с мамами до 3-х лет в домашних условиях, полностью знают свой режим: сейчас меня будут кормить, через 10 минут на горшок, потом дадут пустышку, только "мяукнул" - мама уже знает, какая мне нужна игрушка. У него нет необходимости разговаривать. Иногда это может приводить к лености артикуляционных мышц и дети очень долго не говорят.

Как только ребенок родился, с самого раннего возраста он начинает усваивать ритмику речи, её мелодичность. Но не только это, также он подсознательно откладывает в своей памяти и артикуляцию, с которой мама с ним разговаривает. Ведь что видит ребёнок каждый день? Любимое мамино лицо, его движущиеся части - добрые глаза и рот, который открывается, выдавая определенные звуки.
К сожалению, многие мамы начинают в этот период сюсюкать, переходить на язык ребенка, не открывая рот как положено. Когда в 6 месяцев ребеночек сядет и оглянется вокруг, его уже мамино лицо больше интересовать не будет, будут более увлекательные вещи. На этом впитывание артикуляционных фигур закончено. Конечно, потом он также будет их усваивать, но эти 6 месяцев очень важны для постановки речи.

Есть ли норма?

К 11-ти месяцам ребенок уже должен проговаривать первые слова. К 3-м годам он должен освоить все звуки за исключением шипящих, свистящих и сонорных "л" и "р". А вот к 5-ти годам он должен освоить все звуки. Кто-то делает это чуть раньше, кто-то чуть позже. До шестилетнего возраста допускается патология в проговаривании звука "р". Если ребенок не произносит этот звук, то после пяти лет вы уже можете задуматься, что идёт не так. Потому что все мышцы уже встали на место и ребенок должен разговаривать правильно.

Если ребёнок в три года вообще не говорит, то скорей всего имеет место патология. И здесь важно разобраться - он не хочет говорить или не может? Обязательно нужно посетить врачей-специалистов - педиатра, невролога, отоларинголога, детского психолога.

Почему дети не говорят?

Могут быть физиологические причины: родовые или послеродовые травмы, заболевания центральной нервной системы, сложная беременность у мамы (сильный токсикоз, гипоксии другое), артикуляционные проблемы: завышенное/заниженное нёбо, укороченная уздечка языка и т.д.

Могут быть социальные причины, связанные с обстановкой, которая окружает ребёнка: замкнутость, недостаточное внимание родителей, постоянно включенный телевизор, слишком громкая и эмоциональная речь родителей, за которой малыш просто не успевает следить, гиперопека, когда родители просто угадывают все желания малыша и ему незачем их проговаривать. 

Что можете сделать вы?

1. Общение.

Мама должна всегда говорить четко, ясно, произносить слова как положено, объяснять, проговаривать свои действия. Если ваш ребёнок подходит и говорит "мама, би-би", вы понимаете, что он имеет в виду, но вы не опускаетесь до его уровня, вы не говорите "да, это би-би", вы должны сказать "Правильно, сынок, это машина. Ты большая умница" Постоянно хвалите ребёнка, проговаривайте слова, тогда он рано или поздно это слово скажет. Не надо давить, заставлять, наказывать за то, что он не произносит слова. Но вы должны своим примером показывать как они правильно произносятся постоянно.

2. Речевая активность.

Пожалуй, это самый сложный компонент, потому что заставить ребенка общаться, если он не хочет, бывает достаточно сложно. Кроме родителей ни один специалист не сможет заставить ребенка это сделать.
Не идите у ребёнка на поводу, иначе он привыкнет, что капризы и истерики приводят к тому, что вы даёте ему всё, что он хочет. Вы должны заставить его проговаривать слова "да-нет". Если вы спрашиваете "Хочешь конфету?", то не принимайте кивание головой за ответ, спрашивайте ещё раз. "Ты хочешь конфету, да или нет?", добейтесь того, чтобы ребёнок ответил вам словом. 

3. Артикуляционная гимнастика. 

В форме игры можно предложить ребёнку выполнить несколько упражнений на артикуляцию: скрутить язык в трубочку, послать воздушный поцелуй, сложив губки бантиком, сделать ложечку языком и многие другие упражнения. Главное не давить на малыша и не заставлять его, если у него не наблюдается интереса к занятиям. Не забывайте хвалить его за старания. 

4. Мелкая моторика рук.
Дети должны работать руками, потому что речевой центр и центр мелкой моторики рук находятся в мозгу настолько близко, что когда возбуждается один центр - возбуждение переходит и на другой. Поэтому когда люди говорят эмоционально, им хочется помогать себе руками, активно жестикулировать, и поэтому людям, которые что-то делают руками, иногда хочется петь.
Если у ребенка идет задержка речевого центра, то начинаем активно практиковать мелкую моторику, играть во всевозможные игры, в ладушки, сороку-белобоку, лопать мыльные пузыри, ловить солнечных зайчиков, собирать мозаику, лепить, рисовать. Делайте всё, что угодно, чтобы пальчики и ручки малыша начали активно двигаться, активно развиваться. 

А идеи несложных игр для развития мелкой моторики вы можете найти в нашей статье.

Если вам интересна тема психологии и воспитания, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь самыми полезными материалами на своей странице.