Черная моль, курильский шик и пять распиленных супер-теплоходов | Курильские острова. ру | Яндекс Дзен
2035 subscribers

Черная моль, курильский шик и пять распиленных супер-теплоходов

17k full reads
24k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 73% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

" ...Я институтка, я фея из бара, я чёрная моль, я летучая мышь...", — мало кто не знает слова этого жестокого романса, написанного в Париже на слова русской эмигрантки Марии Вега. Но какое отношение он имеет к Курилам? Опосредованное, но все же, когда ролик с романсом попался мне на youtube, мысли сразу поскакали вскачь к тем временам, когда на Курилы ходили пять теплоходов и снимался фильм "Государственная граница: Восточный рубеж" (1982, Беларусьфильм).

Начну по порядку. Вернее, в обратном порядке — с теплоходов.

В восьмидесятых годах курильчане ездили на Сахалин и в Приморье (Владивосток) на комфортабельных круизных судах ледового класса, аналогов которым в мире не было.

Теплоход "Ольга Орлова" Фото Jerzy Strzelecki
Теплоход "Ольга Орлова" Фото Jerzy Strzelecki
Теплоход "Ольга Орлова" Фото Jerzy Strzelecki

Эти суда построили в Югославии с 1974 по 1978 годы по личному распоряжению Леонида Брежнева. Четыре из них были приписаны к Владивостоку и одно — к Холмску (Сахалинское морское пароходство). Они носили имена актрис: «Ольга Андровская», «Ольга Садовская», «Любовь Орлова», «Антонина Нежданова» и «Мария Савина». Поэтому в народе эти суда называли просто "актрисами".

Теплоход "Ольга Андровская" на острове Шикотан
Теплоход "Ольга Андровская" на острове Шикотан
Теплоход "Ольга Андровская" на острове Шикотан

Дальневосточное морское пароходство уже тогда занималось круизным туризмом и вот так описывало в своем справочнике эти теплоходы:

"Для тех, кому близка романтика путешествий, кто хотел бы хорошо отдохнуть и открыть для себя много нового, проводятся круизы «По морям и землям Дальнего Востока» ...Для туристов предусмотрен максимум удобств: прекрасно оборудованные музыкальные салоны, рестораны с барами, спортзалы, сауна и т. д...
В круизах к их услугам — большая развлекательная программа: выступления коллектива художественной самодеятельности, которые проходят на высоком профессиональном уровне, демонстрация документальных и художественных фильмов, проведение праздника Нептуна".
Теплоход "Ольга Садовская"
Теплоход "Ольга Садовская"
Теплоход "Ольга Садовская"

В барах "актрис" уже тогда стояли "однорукие бандиты" — игровые автоматы и смешивались алкогольные коктейли: отголоски красивой жизни и зарубежных круизов.

Суда данного класса согласно проекту имели 206 спальных мест и 28 мест в креслах авиационного типа и оборудованы стабилизаторами и кондиционерами воздуха во всех служебных и пассажирских помещениях. В оборудованных индивидуальным санузлом с туалетом, умывальником и душем каютах снизу были установлены диван-кровати, а верхние полки представляли собой кровати «пульмановского» типа. Десять кают были снабжены складывающимися детскими кроватями.
В кормовой части судна на верхней палубе проектом был предусмотрен ресторан на 100 посадочных мест. Кроме того имелось 2 кафе: одно на 40 мест с баром и кафе-кинозал на 60 мест, музыкальный салон с баром, танцплощадка и эстрада для оркестра (на 87 мест). В общественных помещениях судна одновременно могло разместиться 327 человек (Википедия)

Википедия не упоминает волейбольные площадки и бассейны.

Вот так мы и ездили: то интеллигентно в волейбол на борту теплохода играли с прибалтийскими туристами, то с шиком заказывали коктейль "Северное сияние", оставляя в баре за двое суток "северные" зарплаты.

Теплоход "Антонина Нежданова"
Теплоход "Антонина Нежданова"
Теплоход "Антонина Нежданова"

С крушением СССР закончилась и красивая жизнь курильчан. В 1992 году Дальневосточное морское пароходство акционировали. Примерно тогда же государство перестало дотировать пассажирские рейсы — как и многое другое в тот период, они оказались «неэффективными». Дальше
судьба "актрис" складывалась по разному, но неизменно драматично.

"Любовь Орлова": "Я черная моль, я летучая мышь..."

В 1996 году ОАО "ДВМП" продало «Любовь Орлову» американской фирме Quark Expeditions. Американцы оставили ей знаменитое имя и использовали для антарктических и арктических круизов. Позже «актриса» меняла хозяев и флаги — пошла, как говорится, по рукам и, в конечном итоге, была арестована за долги хозяина…

(У вас уже начали звучать в ушах слова эмигрантского романса?)

23 января 2013 года Lyubov Orlova после последней ее перепродажи покинула канадский порт Сент-Джонс. Ее везли на буксире на слом в Доминиканскую Республику. Разыгрался шторм, буксировочный трос лопнул, и «Орлова» ушла в на просторы Северной Атлантики без экипажа, топлива и бортовых огней, став «летучим голландцем». На своем последнем спектакле эта "актриса" взорвала зал — о новом корабле-призраке писали чуть ли не все газеты мира. Ее искали всеми возможными способами. Никто до сих пор не знает, что с ней стало...

"Ольга Андровская": "Срок пришел, и холодное слово "расстрел" — прозвучал приговор трибунала..."

В 1998 году судно продано в Сингапур и по некоторым источникам разделано на металлолом. Бесславная кончина.

"Антонина Нежданова": "Мой отец в октябре убежать не успел..."

Эта "актриса" тоже не ушла без криков "Бис!". 20 октября 2004 года во время урагана судно перевернулось у причала в порту Фусики, в Японии. Администрация порта не выделила буксир для отвода теплохода в открытое море, где он мог переждать бурю. В три часа ночи сигнал бедствия, поданный "Неждановой", поймали австралийцы. Гигантской волной судно ударило о причал и оно получило пробоину, в которую хлынула вода. Всех людей успели эвакуировать. В 2005 году покалеченную "актрису" пустили на металлолом.

Крушение "Неждановой"
Крушение "Неждановой"
Крушение "Неждановой"

"Ольга Садовская": "И вот, я фея из бара..."

Судно продано в 2003 году и утилизирована в 2004-м. Если верить википедии, "актриса" успела поработать круизным судном у Lindblad Travel и носила при этом сценический псевдоним "Океанская звезда" (Ocean Star).

"Мария Савина": " Отряхни милой Родины горькую пыль!"

Судно продано в 1996 году на Филиппины. Там ей дали новое имя Sampaguita Ferry -2. С одной стороны, незамысловато — всего лишь "паром, принадлежащий компании Sampaguita Shipping Corp". А с другой стороны, сампагита — национальный цветок Филиппин — последний букет "актрисе", сошедшей с русской сцены. О дальнейшей судьбе "Савиной" информации мне не удалось найти. Возможно, уже тоже распилили.

При чем же здесь песня про институтку и почему именно она напомнила мне о пяти наших плавучих "актрисах"?

Теплоход "Мария Савина"
Теплоход "Мария Савина"
Теплоход "Мария Савина"

Все просто: русская поэтесса, эмигрантка Мария Вега (Мария Николаевна Волынцева) — автор многочисленных комических песенок и жестоких романсов из репертуара кабаре, была крестницей великой русской драматической актрисы Марии Савиной, имя которой носил тот единственный теплоход, что был приписан к Сахалинской области.

Русская поэтесса Мария Вега (слева) и ее крестная — актриса Мария Савина
Русская поэтесса Мария Вега (слева) и ее крестная — актриса Мария Савина
Русская поэтесса Мария Вега (слева) и ее крестная — актриса Мария Савина

Романс про "институтку" в то время, когда на Курилы ходили "актрисы", можно было услышать только в подпольных записях Аркадия Северного, да в исполнении королевы советской блатной песни Вали Сергеевой. И вдруг в 1982-м году он звучит с экранов советских телевизоров в фильме про границу! Хотя песня была немного адаптирована под консервативных советских цензоров, однако ж это было дерзко. До той поры, когда теплоход с именем крестной матери Марии Веги на борту пойдет с молотка, а Россия будет ввергнута в очередной революционный передел, породив новую, постсоветскую, волну эмиграции, оставалось не так уж много времени...

Подписывайтесь на канал Курильские острова и читайте больше о Южных Курилах.