8732 subscribers

«Травля в школе не проходит бесследно для психики»

Клинический психолог центра «Доверие» Ксения Абакумова рассказала «Курским известиям» о моральном и физическом насилии среди учеников

«Травля в школе не проходит бесследно для психики»

По информации «Российской газеты», которая ссылается на слова Уполномоченного по правам ребёнка при президенте РФ Анны Кузнецовой, 55% детей в нашей стране сталкивались с буллингом (травлей одноклассников). «Ведомости» сообщают, что исследование НИУ ВШЭ показало, что 60% учителей не видят проблемы с буллингом в школах.

Тему агрессии среди учеников поднимали в курском ток-шоу «Дискурс». Среди приглашённых спикеров была директор школы №18 Светлана Медвецкая, которая не согласилась с приведённой «РГ» статистикой. Она уверена, что такие цифры могут быть только «в очень далёких американских школах». Детский омбудсмен Курской области Наталья Листопадова заметила, что буллинг в наших школах всё же не редкое явление и иногда случается из-за социального неравенства учеников. Она добавила, что у ребят порой возникает ощущение превосходства даже не из-за высокого материального состояния родителей, а в случае, если кто-то из родственников работает в школе, где он учится.

«Курские известия» попытались узнать, откуда возникает проблема травли среди одноклассников и как себя вести, если ваш ребёнок стал участником этого явления. На наши вопросы ответила клинический психолог центра «Доверие» Ксения Абакумова.

Травма наблюдателей

– В курских школах есть проблема травли детей?

– Это актуальная проблема. Случаев много, начиная от оскорблений одного ученика одноклассниками и заканчивая порчей вещей и физическим насилием. Были даже случаи, когда преподаватели включались в процесс травли, и школа пыталась избавиться от ученика, ставшего источником проблем.

Мария Филатова, сертифицированный детский и подростковый психолог ОКИДС, семейный психолог:
– Есть такое понятие, как «буллинг». Другое его название – «моббинг». У нас есть название «травля». Буллинг – это не проблема двух детей. Это проблема всего коллектива. И здесь очень важно различать конфликт и травлю. В конфликте двое детей ссорятся, но это можно решить, и потом они на перемене уже будут играть. Или есть ребёнок, который проявляет агрессивное поведение, но он никого не травит. При буллинге происходит другое. Есть один ребёнок – жертва, против которого настроен практически весь класс или большинство. И его систематически травят. Он при этом не может себя защитить.

– Как ведут себя одноклассники, которые не участвуют в буллинге, но являются очевидцами происходящего?

– Как правило, большинство детей наблюдает со стороны, стараясь не включаться, либо поддерживает агрессоров насмешками или комментариями в сторону жертвы. Тех, кто может встать на защиту, как правило, нет, так как дети боятся, что будет агрессия в их сторону.

– Как буллинг отражается на участниках?

– Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

– Чем может обернуться эта психологическая травма в будущем?

– Травля в школе не проходит бесследно для психики. Взрослые, подвергшиеся буллингу в школе, гораздо менее успешны в жизни, имеют высокий уровень тревожности, испытывают недоверие к людям. Для них более характерны низкий уровень заработной платы и безработица.

– В каких классах чаще всего происходит травля?

– Нет конкретной закономерности, травля может начаться уже в начальной школе и продолжаться в следующих классах. Были случаи, когда буллинг происходил в детских садах.

Буллинг часто незаметен для взрослых. Если в младших классах агрессия проявляется физически, а значит, родителям и учителям проще обратить внимание на её последствия, то по мере взросления детей она всё больше смещается в психологическую плоскость. Как правило, активная травля в среде сверстников начинается в 11 – 14 лет. В этом возрасте дети неохотно делятся проблемами со взрослыми.

«Травля в школе не проходит бесследно для психики»

Признаки травли

– Как понять, что ребёнка обижают, если он скрывает это?

– Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам. Это беспричинные боли в животе и груди, нежелание идти в школу и плохая успеваемость, нервный тик, энурез, печальный вид, беспокойство, тревожность, нарушенный сон, кошмары, длительное подавленное состояние, участившиеся простуды и другие заболевания, склонность к уединению, нежелание общаться и проблемы с аппетитом. Кроме того, родителей должна насторожить несвойственная ранее излишняя уступчивость и осторожность в детях.

Наталья Листопадова, Уполномоченный по правам ребёнка в Курской области:
– Всё-таки давайте вернёмся к семье. К сожалению, в семьях у нас сейчас тоже очень много проблем. Родители заняты. На одной, второй работе. Они приходят с работы, один вопрос задают ребёнку за вечер: «Как дела?». Причём они даже не слушают ответ, они убежали готовить. А ребёнок отвечает: «Нормально». И всех этот ответ устраивает. В этом-то и проблема. Что родители заняты собой. А я не исключаю, что кто-то пляшет, кто-то танцует, кто-то сидит в пивбаре. Были и такие случаи. Но как только ребёнку исполнится 8 – 9 лет, родитель должен быть для него другом. Надо говорить с детьми.

– Как руководство школы узнаёт о травле в классе? Приведите, пожалуйста, примеры, как это происходило в вашей практике.

– К сожалению, руководство школы узнаёт о травле в пиковых ситуациях, когда ребёнку наносят побои или портят ценные вещи, это уже запущенная стадия. В этих случаях обращаются родители. Сами жертвы травли обращаются редко, так как боятся, что будет ещё хуже. В некоторых случаях дети обращаются к учителям или родителям, если их обзывают или берут личные вещи без спроса (ручки, пеналы и т.п.), но, к сожалению, не всегда получают помощь. Случается, что им предлагают самим разобраться, тогда у них создаётся ощущение одиночества, беспомощности, безнадёжности, и они вынуждены терпеть дальше проявления насилия.

– Как реагируют учителя и руководство школы на буллинг?

– Ко мне обращаются люди, когда реакция от школы отсутствует и ситуация запущена, поэтому точную статистику дать сложно. В этих случаях проблему не замечают, не помогают детям решить конфликтную ситуацию. В идеале учитель должен чётко дать понять, какое поведение недопустимо в школе, в том числе насмешки и оскорбления друг друга. Также должно быть чётко обозначено, какие последствия будут для детей, которые поступили неподобающе, например, если в классе кто-то оскорбил другого, он должен извиниться. Взрослые должны внимательно следить за происходящим в классах и откликаться на жалобы учеников, регулировать правила поведения, так как дети не смогут это сделать самостоятельно.

– В чём причина агрессивного поведения детей в классе?

– Причин множество, их можно разделить на группы. Например, школьные (микроклимат класса или школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё.

Есть и личностные – это черты характера детей, тревожность, агрессивность, неуверенность и т.п., социальные навыки ребёнка, умение защищаться, решать конфликты.

Кроме того, существуют и социальные причины (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх). Или, например, семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

– Жертвой агрессора может стать любой ребёнок?

– Им может стать абсолютно любой школьник, так как особенности личности – это лишь одна группа причин, о которых я чуть ранее сказала.

«Травля в школе не проходит бесследно для психики»

Как быть?

– Что делать детям, которые оказались жертвами агрессии?

– Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов.

Нужно рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, родителям и учителю.

Нельзя рассчитывать на то, чтобы отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии – юмор.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

– Как правильно вести себя родителям детей, которые оказались участниками буллинга?

– Усугубить ситуацию можно игнорированием и бездействием. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребёнка.

Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербуллинга (травли в соцсетях), если агрессор известен, заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность, распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и – прямиком в правоохранительные органы.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то, прежде всего, нужно самому получить поддержку близких или психолога. Важно дать понять ребёнку, что вы поможете ему и вы вместе справитесь с этой ситуацией.

– Можно ли распознать травлю на самом первом её этапе и что нужно предпринять, чтобы это не получило развития?

– Да, можно. И единственный источник информации – ваш ребёнок, так как начинается всё не на глазах учителя, а пока его нет. Поэтому важно строить доверительные отношения с ребёнком и закладывать ему ценности, при которых насилие – это плохо. Тогда он быстро поймёт, что происходит что-то плохое, и сообщит вам.

– Что нужно предпринять учителям и руководству школы, чтобы уладить конфликт в классе?

– Если конфликт запущен, то необходимо привлечь психолога, чтобы тот проводил групповую работу с классом, направленную на улучшение атмосферы, формирование здоровых ценностей, развитие эмпатии, уважения и сплочённости в коллективе. Так же необходимо обсуждать с детьми тему насилия, что это такое, как оно проявляется, и чётко дать понять, что это плохо и недопустимо. На классных часах можно обсуждать похожие ситуации, смотреть фильмы на эту тему, искать совместное решение для героев. И, как я говорила ранее, необходимо пресекать любые проявления насилия в классе, даже если это как будто шутка.

– Можно ли назвать кого-то ответственным за то, что буллинг произошёл в классе?

– Правила поведения в коллективе устанавливают и регулируют взрослые, они и несут ответственность.

«Травля в школе не проходит бесследно для психики»

Как предотвратить?

– Что нужно учесть родителям и как им нужно подготовить своих детей, чтобы они не стали участниками буллинга?

– Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров. Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Светлана Медвецкая, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С. Сергеева города Курска»:
– Ещё важно понимать, почему так хочется унизить кого-то другому ребёнку. В чём эта причина? Сейчас такая ситуация, когда сложилась такая социальная разобщённость среди достатка семей. И одна из причин буллинга – это возвышение самого себя от того, что у ребёнка есть возможности получать блага семьи. Например, дорогой телефон. А вот у другого ребёнка этого нет. Поэтому очень много зависит от семьи. Я когда-то прочитала цитату великого: «Не воспитывайте детей, воспитывайте родителей».

Агрессоры выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребёнка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверены в себе, агрессию проявляют с холодным расчётом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерны низкая самооценка, комплекс неполноценности, замкнутость, подавленность, застенчивость, тревожность, осторожность и неуверенность.

Таким образом, нужно помогать ребёнку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, белая ворона. В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создаёт и тех, и других.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что поделиться со взрослыми своей проблемой – это не слабость, а мудрое решение.

– Что можно ответить людям, которые высказываются подобным образом: «Опыт травли закаляет характер, способствует извлечению уроков, приобретению полезных навыков взаимодействия», «есть такие дети, которых непременно будут травить в любом коллективе», «помощь необходима только жертве агрессии»?

– Им нужно изучить этот вопрос детально, прежде чем так высказываться.

По материалам «Курских известий»