Мастерская старинных тканей в Москве

30 June

На задворках Новоспасского мужского монастыря в одном из сводчатых корпусов можно услышать мерный стук станков. Здесь располагается мастерская старинных тканей, занимающаяся производством декоративных тканей по  ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века. Ткани производства этой мастерской предназначаются в том числе для драпировки помещений исторической части здания Большого театра.

История мастерской началась в 1947 году, когда для интерьеров будущего, но так и не построенного Дворца Советов планировалось шить большое количество ткани для отделки помещений. Новый "храм" Советов должен был блистать всеми атрибутами дворцового интерьера. После отказа властей от строительства здания собранные в мастерской специалисты занялись восстановлением практически уничтоженных дворцов-музеев. Обивка стен и мебели, портьеры и покрывала Гатчинского, Павловского, Екатерининского, Аничкова дворцов, Петергофа практически полностью погибли во время войны. Фронт работ было огромен.

По всему Советскому союзу искали мастеров, в том числе и в местах заключения. Нашлись даже специалисты, работавшие когда-то на фабрике братьев Сапожниковых. Фабрика эта в конце XIX — начале XX века выпускала, по уверениям организаторов всемирных торговых выставок, лучшие в мире парчу, атлас и штофные ткани.

В мастерской проводится полный цикл восстановительных работ начиная с подготовки шелка-сырца и его окраски.

Начинается с того, что полученный образец изучается специалистом. Каждая ткань имеет свой цвет, рисунок, переплетение нитей, их скрутку, толщину и плотность. Основная задача мастеров — в точности воспроизвести процесс получения именно этой ткани.

По результатам изучения образцов создается технический рисунок. Надежда на специальным образом разграфленную бумагу наносит рисунок. Зачем расчет и при чем здесь математика? Именно по ее расчетам будет заправлен станок, насечены перфокарты для него. Опасностей много. Можно неправильно рассчитать раппорт, шаг рисунка ткани, не угадать с толщиной и плотностью.

Отдельно и параллельно идет подбор цвета. В некоторых тканях их количество доходит до 36. И все красители должны быть теми самыми, которыми красили ткани 200 или 100 лет назад. Цвет красителя подбирается  по архивным образцам ткани и утверждается комиссией, оценивающей его соответствие с эталонным экземпляром.

Лаборатория-красильня - важный элемент реставрации старинной ткани. Для получения желтого используется ромашка и вереск, различные оттенки коричневого дают шелуха лука и кора дуба, красный — почки ольхи, зеленый — кора граната. Чтобы цвет получился нужного оттенка, соблюдается определенная технология, важна даже амплитуда движений, которые производят красильщицы.

После крашения шелк высушивают и скручивают в нити. Разной крутки и разной толщины. Более толстые нити, идут на основу ткани — продольные нити, а нити потоньше на уток, так называют поперечные нити, из которых и создается узор.

Для ее плетения ткани в мастерской старинной ткани используют ручные жаккардовые станки начала XIX века. В день из ткацкого станка выходит около 5-6 сантиметров ткани ручной работы.

Фото: https://antonb-ru.livejournal.com/1368654.html