Нано бизнес - ручная работа

Есть несколько видов бизнеса: крупный, малый и микро бизнес. Такие определения бизнеса дают чиновники и банкиры. Я же свое дело называю нано - бизнесом. Если увидеть наш доход, то сразу становится ясно: если вы хотите зарабатывать от нескольких млн в год, то вам не сюда, а туда, где мастера хендмейда пишут: «Я зарабатываю по 80-150 тыс. в месяц на вязании кукол!», или « Я научу ,как вам, не выходя из дома иметь хороший доход!».

Когда мы наработали клиентуру, я решила, что наконец-то можно расслабиться и спокойно сидеть в мастерской, изготавливая и пересылая клиентам товар, получая взамен деньги. Ага, не тут-то было! Проблема сбыта в любой сфере продаж стоит остро. Самым сложным именно в нашем деле оказалось то, все люди, которым мы предлагаем свои работы, спрашивают, где можно увидеть фото, есть ли сайт, группа в соцсетях, или, на худой конец, «отправьте мне фото сувениров на почтовый ящик». Именно в нашем случае это оказалось сложной задачей. Фото мы сделали, обработали. Отправляем фото, а в ответ- тишина. И так несколько раз. Дело в том, что наши сувениры очень нефотогеничны! Вы сейчас скажете, что это неправда, что нужно уметь делать фото, или поручить эту работу специалисту, но здесь я не совсем соглашусь с вами. Ручная работа на то и ручная, что предполагает некоторые погрешности, которые невооруженным глазом не сильно видны, но на фото, да еще на качественном фото, эти погрешности становятся прямо гигантскими. Оговорюсь, что я сейчас пишу именно про работы нашей мастерской, про наш случай. Предполагаю, что кто-то скажет: научись делать аккуратно, или что-то в этом роде, и снова в чем-то будет прав, а в чем-то нет. Приведу пример совсем недавний. Осенью 2018 года мы работали на туристическом форуме. Все, кто имеет отношение к производству сувенирной продукции, которая ориентирована на культуру нашего региона, постарались попасть на этот форум в надежде наработать контакты для последующих продаж. Мы выгодно отличались от наших коллег-конкурентов тем, что те, кто делает свои сувениры на станках, рынок наводнили и перегрузили своими изделиями. Руками столько не сделать, как ни старайся. Возле нас стояли девушки с интересными товарами молодого , только начинающего свой путь бренда с дарами тайги (сиропы, бальзамы, чаи и многое другое). Все было в красивой заводской упаковке, явно недешевого качества, продукт давали пробовать всем желающим. Признаюсь, сама прикупила у них бальзам для добавления в чай. Так вот девушки подходили к нашим столам, смотрели наши работы и тихо переговаривались. Я услышала их разговор : « Интересно, кто это покупает? Это кустарщина, вот я бы в нашем магазине не поставила витрину с таким товаром рядом с нашим брендом!». Я не обиделась, потому что я знаю, что у нас есть свой покупатель. Сейчас, во время высоких технологий, многие стремятся улучшить качество и внешний вид своих изделий. Заказывают дорогую упаковку, стараются добиться идеального реза или шва. А мой покупатель, приезжая из большого города, и окунувшись в атмосферу народных обрядов и обычаев, хочет увезти на память что-то самобытное, ведь магнитик из фанеры, вырезанный лазером, он купит и у себя в городе, не так ли?

В итоге, мы простояли до вечера, наработали несколько контактов, и сделали хорошие продажи. Девчонки с брендом в красивой упаковке собрались и ушли до обеда - люди подходили к ним попробовать бесплатное угощение, и только.

Наши работы хорошо продаются там, где их могут пощупать, понюхать, поковырять ногтями (а это не отдерется???:))

На фото невозможно увидеть перламутровый отлив сланца на магнитах и панно, да и вообще трудно понять, что это камень. Фото не передаст приятную текстуру бутылки, одетой в кожу.

Продажи с помощью соцсетей, сайтов - не наше. Это мы осознали быстро. Да, есть у нас группы в соцсетях, но они существуют только для того, чтобы ответить тем, кто спрашивает, стоя у нашего стола на фестивале: «А где вас в соцсетях посмотреть?» . То есть этот человек уже пощупал, понюхал, поковырял, и, чтобы освежить память, что там еще наша мастерская делает, зайдет и посмотрит.

С удаленными покупателями, проживающими в других регионах, мы решили вопрос так : когда мы начинаем разговаривать по телефону, происходит приблизительно такой диалог:

- Добрый день, мы нашли ваш контакт на сайте. Знаем, что у вас есть сувенирная лавка, а мы как раз ищем сбыт. Наша мастерская производит этнические сувениры ручной работы, мы хотим с вами сотрудничать.

- Хорошо, а что за сувениры? Где можно посмотреть?

- Вы знаете, мы не предлагаем смотреть фото. Мы предлагаем выслать вам маленькую посылку с образцами. Вы посмотрите, выставите в витрину, чтобы понять, будет ли интерес у ваших покупателей.

И далее, мы собираем посылку с ассортиментом, где лежат по 2-3 образца наших работ, и отправив, ждем обратной связи. Посылку отправляем за свой счет транспортной компанией.

За все годы работы в этой сфере у нас было только два случая, когда «что-то пошло не так». В первом случае, хозяйка сувенирного магазина из Алтая вернула назад посылку со словами: «Это детский сад какой-то! Такое я в своем магазине никогда не выставлю!» Во втором случае на славном курорте Шерегеш девушка просто перестала выходить на связь, и судьба этой маленькой партии сувениров нам неизвестна. С остальными покупателями мы работаем, со многими сдружились и общаемся не только по поводу продаж, а просто, «за жизнь».

Сейчас у читателя возник вопрос: отправили посылку, безвозмездно, как так? Если вы думаете, что мы не ценим свой труд, то это не так. В любом бизнесе, даже в нашем нано бизнесе, бывают потери. В серьезном бизнес-плане для предприятий даже заложена амортизация, которая эти потери заведомо подсчитывает. Мы таковыми потерями считаем посылки с образцами. Товару в них на 600 рублей всего, плюс 300 рублей отдадим за услуги транспортной компании . Даже если покупатель не отреагирует, или не захочет сотрудничать, ничего страшного. Это опыт. А может, карма. Мы, человеки, иногда тоже можем подвести человека, и не вспомнить об этом. Поэтому заведомо, отправляя посылку с образцами, к возможной потере мы относимся философски.

Несколько лет работы в своем магазине научили меня :

- уметь общаться с покупателем;

-знать политику ценообразования.

Когда я в своем магазине сделала отдел с работами местных мастеров, ко мне потянулся ручеек разных мастеров, желающих продать свои работы как можно быстрее и как можно дороже. Каждый мастер считает, что его шедевр должен продаваться как можно дороже, ведь это ручная работа!!! Вот фраза одного из мастеров: «ты себе 10% накинешь, тебе хватит». То есть, он принес мне вещь, довольно громоздкую, из дерева , которая займет целую полку, стоимостью в 15 тысяч руб., тогда как у меня рядом, из Китая, нечто подобное, да еще из ценной породы дерева стоит за 10 тыс. При этом, купила я это китайское чудо за 5000. Как вы думаете, какую вещь мне выгоднее будет продать? Вот так я поняла, что такие мастера сами должны продавать свои шедевры, а мне не выгодно.

Теперь я нахожусь в шкуре того мастера. Я понимаю, что для того, чтобы предпринимателю было выгодно со мной работать, я должна позволить ему сделать хорошую наценку на мой товар. Не менее 100%. Значит, товар должен быть недорогим. Не дорогим - это не значит из дешевых материалов. Цена изделия складывается из себестоимости материалов и времени на создание сувенира. Расходный материал - это отдельная тема. Вы можете сделать шикарное дерево из пластмассового бисера. Это красиво (если смотреть издалека) , и дорого из-за потраченного времени, но продается с трудом. Может, стоОит сделать дерево поменьше, но из натуральных камушков?

Ко мне часто обращаются мастерицы с просьбой помочь в реализации их работ. Первый вопрос от меня : сколько хочешь зарабатывать? Второй вопрос: Сколько сделаешь своих сувениров за день? Если на первый вопрос отвечают все, то на второй отвечают единицы. О каком заработке может идти речь, если она вяжет шаль (шьет куклу, и т.п) две недели? Сколько на производстве начисляют рабочему за две недели? Я поставила себе планку: делать сувениров на 3 тысячи в день. (Это по закупочной цене). Иногда могу на большее рассчитывать, смотря, что делать. Магнитов на камне можно на 16 тысяч сделать.

Ассортимент нашей мастерской этнической направленности. Амулеты из кости, сувенирные бубны из кожи и бересты, бутылочки в кожаной одежке, магниты на камне. Цена единицы товара от 100 руб. до 500, в зависимости от сложности. Иногда меня заносит на поворотах, и я начинаю ваять что-нибудь масштабное. И как бы это круто не получилось, если я трачу много времени на такое изделие, в дальнейшем я отказываюсь его производить - невыгодно, увы.

Если эта тема для вас интересна и актуальна, ставьте лайки и подписывайтесь на этот канал.

Здесь я делюсь секретами и опытом работы и продаж нашей семейной мастерской.