Дмитрий Виноградов – гениальный друг Ломоносова, проклявший своё открытие и умерший в нищете в 38 лет

19 August 2019

До сегодняшнего дня философы, психологи, да и простые обыватели не прекращают споров о том, является ли гениальность даром или проклятьем. При этом большинство людей считает, что талантливые и гениальные люди имеют успешность, везение и, конечно же, богатство, хотя, как правило, жизнь их намного сложнее, чем у простого человека. Однако в истории довольно не редки случаи, когда открытия, сделанные талантливым или гениальным человеком, становятся его настоящим проклятьем и не только усложняют жизнь, но и становятся причиной преждевременной и тяжёлой смерти. В сегодняшней статье мы поговорим об одном из таких людей – отце русского фарфора Дмитрии Виноградове.

Краткая биография Дмитрия Виноградова

Дмитрий Иванович Виноградов, считающийся многими историками и экспертами отцом русского фарфора, родился в городе Суздаль в 1720 году. В начале 1930-х годов отец Дмитрия Виноградова отправляет сына на учёбу в московскую академию, где будущий отец русского фарфора знакомится с М. Ломоносовым. Несмотря на то, что Ломоносов был старше Виноградова на девять лет, они становятся хорошими друзьями и вместе занимаются освоением различных наук как в России, так и за её пределами.

Завершив обучение в московской Славяно-греко-латинской академии, Виноградов в числе лучших учеников этого учебного заведения был отобран для продолжения обучения в Санкт-Петербурге, где смог добиться больших успехов. После прохождения обучения в Санкт-Петербурге Ломоносов и Виноградов были оправлены к известному европейскому профессору Х. Вольфу, где проходили обучение горному делу. В рамках этого обучения Виноградов проводит изучение трёх немецких рудников.

Вернувшись в Россию, Виноградов настолько блестяще сдаёт экзамены Берг-коллегии, что сам президент этого заведения отзывается очень лестно об экзаменуемом. При этом глава Берг-коллегии отмечает, что не знаком ни с одним заграничным специалистом, который бы так хорошо разбирался в своём деле, как Виноградов. После сдачи экзаменов молодой специалист получает чин бергмейстера, который обязывает его распоряжаться работами на рудниках.

Проведение первых экспериментов с созданием фарфоровых изделий

После получения чина Виноградов должен был отправиться работать на рудники, однако у императрицы Елизаветы Петровны имелись собственные виды на молодого, перспективного специалиста. По её распоряжению он был отправлен в Кабинет для выполнения очень трудного и сложного дела. Как затем оказалось, этим чрезвычайно трудным делом стало создание в России фарфорового производства.

Стоит сказать, что в то время о создании фарфора в России можно было только мечтать, так как рецептура по выпуску данных изделий содержалась в Китае и в Европе в строжайшем секрете и многие зарубежные мошенники, выдавая себя за знатоков фарфорового дела, приезжали в Россию для того чтобы заработать денег. Одним из таких мошенников был Христоф Гунгер, приглашённый в страну императрицей для организации здесь фарфорового производства. Несмотря на то, что к Христофу Гунгеру был приставлен смотритель И. А. Черкасов, иностранному мошеннику успешно удавалось водить за нос всё российское правительство. В итоге иностранный мошенник был выпровожен из России, так как, несмотря на все свои попытки и заверения, так и не смог начать фарфоровое производство. После того, как Христоф Гунгер был выдворен из России, на его должность и был назначен Виноградов.

Стоит отметить, что для того, чтобы открыть секрет производства фарфора, Дмитрию Виноградову пришлось совершить настоящий подвиг. Так, например, он на протяжении довольно длительного времени ставил эксперименты с различными глинами из разных месторождений, проводил изменение температуры обжига, сам проектировал и строил печи, и в итоге смог получить фарфор довольно высокого качества.

Достижения Дмитрия Виноградова

После многочисленных экспериментов он всё-таки смог получить фарфор, имеющий высокое качество, который по своим характеристикам и внешнему виду практически полностью соответствовал знаменитым мейсенским изделиям. Для того чтобы потомки могли продолжить его дело, первооткрыватель русского фарфора оставил для них подробные записи в виде зашифрованных рукописей.

Стоит сказать, что в процессе проведения работ Виноградов не только смог открыть процесс производства фарфора, но и исследовал различные месторождения глины, создал инструкции по её промывке, проводил эксперименты с различными видами и типами топлива, сам проектировал печи для обжига, руководил их строительством, открыл новые формулы для производства красок, используемых для росписи фарфоровых изделий, а также занимался всеми организационными вопросами. Одновременно с этим он лично проводил подготовку квалифицированных специалистов самого разного уровня для производства и росписи фарфоровых изделий.

Таким образом, находясь в тяжелейших условиях, всего за несколько лет очень интенсивной работы Виноградов не только мог открыть тайну производства фарфора и глазури для его росписи, но и создал целый завод с уже налаженным производством. На порцелиновой мануфактуре, которая была создана под руководством Виноградова, выпускались изделия ко Двору. Причём стоит отметить, что российская императрица очень часто использовала эти изделия в качестве дипломатических подарков.

Ранняя смерть отца русского фарфора

На первый взгляд кажется, что после запуска производства гениальный изобретатель должен был утопать в похвалах, наградах и роскоши, однако судьба Виноградова сложилась таким образом, что за всю свою жизнь он не получил ни одной благодарности за тот величайших труд, который был им сделан в интересах своей страны. Напротив, после открытия фарфора и запуска производства его подвергали различным мукам, а также заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь того, что русский мастер может открыть рецепт созданного им фарфора, ему запретили покидать территорию завода, а в 1754 году Черкасов, выступающий в качестве надсмотрщика за мастером, приказал держать Виноградова неотлучно у работающей печи. При этом Черкасов, как человек далёкий от науки, совершенно не хотел понимать того, что в развивающемся производстве вполне возможно возникновение различных трудностей, а также ошибок и даже неудач. Черкасова интересовало только увеличение объёмов производства, и поэтому за любую ошибку или неудачу Виноградова избивали и лишали жалования. Не имея права даже съездить в гости в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от побоев и одиночества, русский гений начал слабеть, болеть физически и психически. Однажды в своём рабочем дневнике Виноградов пишет о том, что очень рано стал стариком. После того, как болезни начали прогрессировать, Черкасов отдаёт приказ посадить мастера на цепь рядом с печью. В результате такой тяжёлой жизни, болезней и постоянных издевательств, отец русского фарфора умирает в возрасте 38 лет.

Несколько слов о работах Виноградова

Свои первые опыты по созданию фарфоровых изделий Виноградов начал в 1747 году. Опознать эти изделия не трудно по характерному клейму, в котором присутствует начальная буква изготовителя, а также год. Работы по открытию рецепта качественного фарфора проводились Виноградовым до 1752 года, и для того чтобы не утратить рецепты, добытые в ходе многочисленных экспериментов и опытов, Дмитрий Виноградов записывал их в собственном рабочем дневнике. Для того чтобы закодировать рецепты изготовления фарфора он делал записи на смеси латинских, немецких, древнееврейских слов.

Для первых изделий, изготовленных порцелиновой мануфактурой, созданной Виноградовым, характерен голубой или жёлтый оттенок черепка. Такие изменения цветовой гаммы связаны, прежде всего, с тем, что мастер экспериментировал с составами фарфоровых масс, менял горны, а также качество обжига. В 1750–1751 гг. изготавливаемые на порцелиновой мануфактуре фарфоровые изделия начали расписывать при помощи красок, которые привозились из других стран. Всего за несколько лет экспериментов мастер смог добиться таких огромных успехов, что созданная им мануфактура начала весной 1753 года принимать заказы от частных лиц. Об этом свидетельствует соответствующее объявление, размещённое в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Огромную востребованность и популярность не только в России, но и за рубежом, получили табакерки из фарфора, создаваемые на мануфактуре Виноградова. Стоит сказать, что в этих изделиях прослеживаются все те детали и элементы, в дальнейшем присутствующие в русском фарфоре. К таким элементам относятся: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм. Табакеркам придавались самые различные формы, их делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин. Также огромную популярность получили и пакетные табакерки, имеющие вид почтовых конвертов с именем владельца.

Помимо табакерок, мануфактура Дмитрия Виноградова также изготавливала чернильницы, трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Так, например, из посуды на мануфактуре изготавливались чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы, характерной особенностью которых были небольшие размеры, округлые формы, гармоничное сочетание формы и цвета. В качестве сюжетов для изделий использовали военную или романтическую тематику, а также изображали различные цветочные композиции.

Отсутствие на первых порах у мануфактуры больших изделий, таких как подносы или вазы, связано с тем, что на предприятии отсутствовал большой горн. Только в 1756 году Виноградов создаёт на своей фарфоровой фабрике большой горн, позволяющий проводить обжиг больших предметов. После запуска этой печи для обжига специально для императрицы был создан специальный сервиз «Особый». На всех изделиях этого сервиза присутствует узор, сейчас известный во всём мире как «кобальтовая сетка». Многие историки и эксперты считают, что узор «кобальтовая сетка» был создан А.А. Яцкевич после знакомства с этим сервизом императрицы. Однако сама работница Ленинградского Фарфорового Завода говорит о том, что идея создания такого узора была придумана ей при взгляде на заклеенные окна блокадного Ленинграда, в котором она тогда жила.

При изготовлении первых изделий порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие использовали чаще всего для того, чтобы скрыть недостатки, при этом сами рисунки в то время отличались простотой и не имели богатой цветовой гаммы. В более позднее время необходимость в сплошных однородных тонах отпала, а также существенно повысилась техника росписи.

Очень интересным является тот факт, что золотую краску, используемую для окрашивания изделий, Виноградов изготавливал из золотых монет императорской казны, которые ему поставлял Управляющий кабинетом Её Императорского Величества Черкасов.

Какое клеймо ставил на свои работы Дмитрий Виноградов?

Как только завод под руководством Виноградова начал выпуск собственной продукции, имеющей высокое качество, мастер стал ставить на них собственные клейма. На первый клеймах присутствовала начальная буква его фамилии W, а также год изготовления. Клеймо наносилось на изделие до нанесения синей глазури, а так как в тот момент не существовало каких-либо стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр, то чаще всего их вид и размер зависел от настроения мастера. Помимо года изготовления, на клеймах также могли указывать и конкретную дату или номер рецептуры фарфоровой массы. Также на некоторых изделиях Виноградова, дошедших до наших дней, встречается золотое клеймо, в котором помимо года изготовления и буквы W встречается сокращение «С.П.Б.», обозначающее Санкт-Петербург, то есть место производства данного изделия.