KZN.RU
149 subscribers

Один день из жизни работника метро: вместо радио – стук колес, вместо инспекторов ГИБДД – компьютерная система

20 ноября свой профессиональный праздник отметили представители транспортной отрасли. Очередной красный день в календаре появился совсем недавно – праздник учрежден в 2020 году. Поздравления принимали не только водители и кондукторы, но и все, кто трудится на воздушном, речном и дорожном транспорте.

Портал KZN.RU узнал, как проходит день тех, кто ежедневно помогает казанцам добираться до работы и учебы. Герой нашего материала – Руслан Мамин, который работает машинистом электропоезда уже 13 лет. Он стал для нас проводником в мир казанской подземки.

Работа в метрополитене не для слабых: некоторые не выдерживают и 2-3 месяцев

Небольшая экскурсия стартует с «дома» всех подвижных составов – электродепо. Кстати, отсюда и начинается путь машинистов, ведь обучают будущих работников метрополитена на протяжении 10 месяцев именно в стенах этого здания. Сначала они знакомятся с теорией, которая включает в себя основы работы метрополитена, технические характеристики подвижного состава, механику и т.п. После этого закрепляют знания слесарной практикой, чуть позже начинается самое интересное – вождение. На линию обучающиеся выезжают вместе с машинистами, опытный наставник всегда находится рядом, чтобы что-то подсказать или помочь. А дальше будущим работникам метрополитена предстоит сдать 4 экзамена.

Город Казань KZN.RU
Город Казань KZN.RU

Наш герой прошел весь этот путь еще в 2008 году, в свои 26 лет, случайно увидев объявление по телевизору. «Если честно, было любопытно, как выглядит эта работа изнутри. Пришел, узнал о профессии подробнее и решил попробовать. В голове звучал вопрос «Смогу ли я?», и вот чтобы найти ответ, я и решился стать машинистом. Это был такой небольшой вызов для меня. Понял, что могу, и из профессии уходить уже не захотелось», – рассказывает Руслан.

Но для получения заветного удостоверения освоить всю теорию и практику недостаточно – нужно еще обладать отменным здоровьем, как у космонавтов. Будущие машинисты проходят жесткую медкомиссию, на которой их тщательно проверяют. Отдельно останавливаются на психологической составляющей – работа не для слабых. «Работать в «трубе», как мы называем метрополитен, эмоционально тяжело, не каждый так сможет. Нужно понимать, что тебе предстоит по 8 часов в день находиться одному в замкнутом пространстве», – объясняет машинист.

Казалось бы, что получив все медицинские справки, тебя уже допустят к самостоятельному управлению поездом, но не все так просто. Начинается месячная стажировка с последующим экзаменом перед комиссией. И если все завершится успешно, машинист официально начинает работать. Первая одиночная поездка – это всегда большой стресс, вспоминает Руслан. «Мне, честно, было страшно. Уже после первого круга мою форму можно было выжимать. Просто привыкаешь ездить с опытным машинистом рядом, чувствуешь себя безопаснее, ведь рядом есть крепкое плечо. Когда понимаешь, что ты в кабине один, за стенкой у тебя тысячи пассажиров, а вокруг замкнутое пространство, становится как-то не по себе».

Город Казань KZN.RU
Город Казань KZN.RU

Однако даже все пройденные испытания не гарантируют того, что человек задержится в профессии – чаще всего новоиспеченные машинисты увольняются спустя 2-3 месяца работы. «Если человек понимает, что работа ему не подходит, он долго у нас и не остается. Все испытания проходят, работают, но спустя время приходят с заявлением, говорят «не мое, боюсь». В среднем из одной группы из 10 обучающихся отсеиваются порядка 2-3 человек. Это ведь со стороны кажется, что сидят себе мальчики в галстуках в тепле и на кнопочки нажимают. На самом деле работа сложная», – отмечает Руслан.

В дальнейшем машинисты еженедельно проходят техническую учебу, ежегодно – экзамен по охране труда и электробезопасности, раз в два года – экзамены на подтверждение квалификации. Что касается медосмотра, то каждый день машинистов ждет предсменный и послесменный прием врача, а раз в год они отправляются на полную комиссию.

Каков распорядок дня машиниста, и сколько служат электропоезда

Метрополитен – это огромный живой организм, и если его работа нарушится в одном месте, то пострадают все остальные звенья цепочки. Интересно, что, даже находясь в самом сердце городской подземки, сосчитать всех работников, задействованных в пуске электропоездов, невозможно. По словам Руслана, это задача сложная и для них, потому что под землей все трудятся как невидимый фронт: «У нас в одной смене обязательно должна быть укомплектованная слесарная бригада, которая готовит составы к выходу на линию. В одну смену выходят 9 машинистов, еще 2 – на подмену. Всего 2 смены. Значит в день в среднем у нас задействованы 20 машинистов».

В день нашей встречи Руслану выпала дневная смена. «Мы приходим в разное время, потому что составы ходят с интервалом, под них и подстроен наш приход. То есть один машинист приходит к 8:00, второй согласно интервалу движения поездов принимает состав чуть позже», – поясняет он. У ночной смены все примерно так же: они начинают прибывать на работу после 17:00, соответственно, машинисты дневной смены отправляются домой. Ночная смена длится до самого закрытия метрополитена и продолжается еще и ранним утром. Сдав свой состав, машинисты отправляются в комнату отдыха, которая расположена в электродепо. Там есть кровать и душ. Машинисты ставят будильник на 4:30 и ложатся спать. Утром они снова принимают состав и развозят первых пассажиров метро. Ну а дальше пост перенимает дневная смена.

Полная версия интервью и фоторепортаж размещены на портале KZN.RU по ссылке.