В любой непонятной ситуации меняй работу: всем ли подходит это правило?

В жизни практически каждого человека рано или поздно возникает вопрос: а не сменить бы мне работу? Этому стремлению могут предшествовать многие факторы: размолвка с коллегами, низкая заработная плата, элементарное желание сменить сферу деятельности и попробовать что-то новое и пр. Но как определить, оправдано ли ваше намерение или нет? Может быть, не стоит рубить с плеча и нужно всё как следует обдумать независимо от причины такого серьёзного решения?

Конфликты и недопонимания на работе – явления отнюдь не редкие. Придирки начальства, ошибки в ходе рабочего процесса, сплетни и насмешки, козни и подставы коллег – всё это может стать серьёзной помехой в карьерной среде. Адаптация в коллективе крайне важна для каждого сотрудника, но что делать, если у вас она терпит неудачу? Проблемы с коллегами – наиболее частая причина увольнений по собственному желанию. Но точно ли это является панацеей? Рассмотрим основные причины безвозвратного «бегства» с работы.

Моббинг и буллинг

Данными заимствованными из английского языка терминами принято называть вид психологического насилия, ставящий своей целью избавиться от неугодной персоны, либо запугать, подчинить её себе. Моббинг представляет собой травлю сотрудника коллективом, добивающимся скорейшего его увольнения. Буллинг – другая разновидность психологического террора: угрозы, издевательства и унижения. Если поведение коллег по отношению к вам приобрело такой систематически повторяющийся и неэтичный характер, подумайте, что же могло спровоцировать это. Возможно, вы слишком отличаетесь от той группы, в которой находитесь, и она не желает вас принимать? Или непреднамеренно (или нарочно) игнорируете те порядки и устои, которые сложились в коллективе за годы его существования? А, может, вы слишком отчётливо видитесь другим жертвой? Если вы не считаете, что со своей стороны допускаете какие-либо некорректные действия, то есть, разумеется, и другие причины вашей травли. Это и банальная зависть, и ссора с каким-нибудь злопамятным коллегой, настраивающим остальных против вас, и отрицательный психологический климат в организации, и проделки начальника-кукловода, обожающего устраивать среди своих подчинённых «гладиаторские бои», и сговор руководства, желающего заместить вас «своим» человеком и т.д. В ряде компаний «дедовщина» по отношению к новеньким является своеобразным обычаем вхождения в коллектив: прошедшего этот этап вскоре оставляют в покое. Но как противостоять моббингу, если он затянулся?

Прежде всего, не стоит смешивать личное с профессиональным. Не переносите свои качества и тем более личные отношения на рабочий процесс – здесь вы прежде всего сотрудник. Замечания, которые вам делают, нужно воспринимать как сугубо рабочие, а не личные, поэтому ни о каких обидах и злости не может быть и речи. Всё-таки, наша работа – это не вся наша жизнь, а всего лишь место, где мы трудимся. Если ситуация примет неразрешимую форму, то всегда можно его сменить.

Борьба с моббингом базируется на том, чтобы не противопоставлять себя коллективу: не пытайтесь казаться умнее, трудолюбивее или компетентнее их (а если вы новичок, то первое время вообще лучше не выделяться, а присматриваться). Старайтесь установить контакт с каждым отдельным сотрудником: как-никак, но вы коллеги, какие-то точки соприкосновения и общие темы для обсуждения в любом случае найдутся. Чем тщательнее вы будете избегать конфликтов, тем проще вам будет адаптироваться к новому рабочему окружению. Игнорируйте нападки агрессоров, не «кормите» их негативом, которого они так жаждут (это самый настоящий энергетический вампиризм, имейте в виду). Самый выигрышный способ – не показывать своих истинных эмоций и не позволять злопыхателям почувствовать себя победителями. Если возможно, обратитесь к своему боссу за помощью: всё-таки он непосредственно отвечает за урегулирование производственных конфликтов и положительный психологический микроклимат в коллективе. Начальник напрямую заинтересован в том, чтобы принять все необходимые меры по устранению моббинга по отношению к кому-либо из сотрудников, ведь от этого зависит успешное функционирование организации.

Моббинг можно попытаться и предупредить: перед устройством на работу тщательно изучить всю информацию о компании, узнать, какова её корпоративная культура и ценности, каковы взаимоотношения коллег друг с другом, принята ли там взаимопомощь, присутствует ли взаимоуважение, не процветает ли прессинг и стукачество и т.п. Уточняйте у менеджера по персоналу все тонкости, но лучше – общаться с сотрудниками компании напрямую или, если это реально, понаблюдать за ними в работе. Ведь именно это и является прекрасным отражением их внутрикорпоративной атмосферы.

Жертвами моббинга зачастую становятся люди слабые духом, с низкой самооценкой. Для них уволиться – проще всего. Однако не факт, что на следующей работе они не столкнуться с тем же самым. Именно поэтому так важно работать над характером и не позволять собой манипулировать. Агрессоры, энергетические вампиры, завистники и просто подлецы есть в каждом коллективе, большая редкость, когда таких нет, следовательно, бороться с офисным террором нужно решительно, но деликатно.

Суровое начальство

Как уже упоминалось выше, не воспринимайте на свой счёт замечания начальства, даже если они и кажутся вам резковатыми. Любые указания и рекомендации вам как к работнику не затрагивают вашей личности, важно это понять и уяснить. Не таите злобу на руководителя, а просто выполните то, о чём он вас просит. Избегайте прямых споров с начальством, не допускайте конфликтов: не повышайте тон при разговоре, а в переписке не отклоняйтесь от официально-делового стиля речи, не опаздывайте, внимательнее изучайте и читайте все рабочие документы, не демонстрируйте руководителю вечно «кислую мину». Не обсуждайте своего босса в рабочем коллективе. При этом не стоит и пресмыкаться: не лебезите, не предпринимайте псевдопопыток казаться трудоголиком и не доносите на своих коллег. «Злобный» босс, на первый взгляд, может вызвать непреодолимое желание сменить работу, но важно не спешить с этим, а тщательно подумать и по-другому взглянуть на собственную линию поведения. Бывают ситуации, когда придирки начальства действительно беспочвенны и необоснованны: тогда есть смысл говорить о самом настоящем боссинге – это то же самое, что и моббинг, только со стороны руководства. Но и здесь не надо торопиться: а вдруг можно не уволиться, а перевестись в другой отдел организации, филиал или даже регион?

В океане сплетен

С полной уверенностью можно утверждать, что сплетни – это неотъемлемая черта женских коллективов. Офисных дамочек хлебом не корми, но дай промыть кому-нибудь кости (не все такие, разумеется, но большая часть). Относиться к этому чересчур серьёзно – глупо. Если у вас шепчутся за спиной, выдумывают какие-то небылицы, просто игнорируйте это: всё-таки, насколько, должно быть, у людей пресная и скучная жизнь, раз они обсуждают вас, не правда ли? Не паникуйте и не тратьте ни грамма своих нервов. Если вы не будете обращать внимания на слухи и сплетни, которые разносят вокруг вас коллеги, то они очень скоро затихнут. Сделайте своим главным правилом не соответствовать окружающему вас «серпентарию». Не поддерживайте никакие слухи и сплетни, а уж тем более не распространяйте их – не уподобляйтесь своим коллегам. Не участвуйте в негативных обсуждениях «за глаза» и старайтесь не заниматься ничью сторону – сохраняйте благородный нейтралитет.

Маленькая зарплата

Если одна из причин вашего желания сменить работу – это маленькая заработная плата, не следует сгоряча принимать поспешных решений. Даже если вы нашли себе другую должность с более высоким доходом, прежде чем уходить, внимательно изучите выбранную вами компанию: её корпоративный уклад, отношения руководства к подчинённым и коллег между собой, социальные плюсы (а вдруг новое место их не имеет?), отдалённость работы от дома и многое другое. Нередко, что более выгодное рабочее место при подсчёте и анализе всех нюансов становится уже отнюдь не выгодным. Кроме того, если у вас на нынешнем месте сложились прекрасные отношения с коллегами и начальством, может, лучше не рисковать парой-тройкой тысяч ради неизвестности? И дауншифтинг способен впоследствии стать началом истории успеха. Личные социальные связи всё-таки имеют не последнее значение, подумайте над этим.

Иная стезя

Вы решили уволиться, чтобы в корне поменять сферу деятельности? Что ж, это ваше право. Если вы с детства, скажем, обожаете животных и природу, но вынуждены от заката до рассвета трудиться бухгалтером в пыльном офисе мелкой конторы, то мы можем лишь благословить вас в добрый путь. Но если вы ещё не до конца уверены, чем хотели бы заниматься вместо существующей должности, то предостережём вас от возможной ошибки. Задайте себе вопрос: «Что я люблю делать больше всего?», и если он уже ставит вас в тупик, то ваше горячее желание изменить свою жизнь ещё не доведено до совершенства. Намерение кардинально сменить профессиональную область проявится отчётливо, когда вы сумеете составить развёрнутый список, содержащий не менее 15 наименований, что именно вы хотите видеть в своей будущей должности, что вы хорошо умеете и любите делать. Ваш прошлый опыт будет как нельзя кстати, поэтому смело заносите его в список, соотнося с написанными ответами. Бросить неплохо оплачиваемую работу только потому, что она «скучная», купить на последние деньги билет на другой конец света, а потом вернуться ни с чем – не самый лучший вариант начать другую жизнь, согласны?

Каждая должность, каждая профессия, каждая должность таит в себе множество подводных камней, скрытых нюансов и непростых обстоятельств. Все они становятся причиной множества нервных расстройств и непродуманных, спонтанных решений. Не действуйте с горячей головой – успокойте свои чувства, остыньте и примитесь за тщательный и трезвый анализ ситуации. Вполне может быть, что верный выбор лежит на поверхности. Не поддавайтесь панике и страху, верьте в себя и свои силы.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ