Почему инки не додумались до колеса?

Вполне логичный вопрос для цивилизации строителей. Самыми известными достижениями инков были:

· сейсмически устойчивые строения из крупных камней, плотно прилегающих друг к другу (специфическая кладка, получившая название полигональная, подробнее в этой статье) - до сих пор остаётся загадкой применявшаяся технология строительства;

· широкая сеть отличных дорог, проложенных в том числе в горах (дороги есть, а колеса нет). Таким дорогам даже испанцы завидовали;

· эффективная ирригационная система, доставлявшая воду в том числе в горную и засушливую местность;

· ну и конечно потрясающие ювелирные украшения и фигуры из золота (правда почти все они были переплавлены в слитки варварами испанцами).

Колесо было известно человечеству уже давно (его находили ещё в древней Месопотамии, Вавилоне, Шумере и т.д.) - за несколько тысячелетий до нашей эры. Отчего же блестящие инженеры инки не могли до него додуматься?

Вот самая распространённая версия:

Оказывается, всё упиралось в отсутствие тягловых животных (т.е. тех, которые способны тащить [тягать] повозку). У них не было ни лошадей, ни мулов, ни волов. У инков были только ламы (дальние родственники верблюдов) в качестве вьючного животного (т.е. такого, корпус которого можно нагрузить весом - навьючить), а те способны переносить на дальние расстояния груз весом всего лишь 40кг.

Навьюченная лама
Навьюченная лама

Первые же колёса, придуманные человеком, изготавливали целиком из дерева, а потому они были ужасно тяжёлыми. Их сажали намертво на ось, таким образом, что она крутилась вместе с колёсами. Сверху ставили телегу. Можете представить насколько тяжела была данная конструкцию. Лама не смогла бы сдвинуть даже пустую телегу, не говоря уже о гружёной. Колесо совершенствовали, дабы придать ему лёгкость, долговечность и манёвренность. Большую роль тут сыграло изобретение спиц, обода, ступицы. Это детали, которые нужно было изготовить из металла для облегчения конструкции колеса. Ведь колесо можно использовать не только в телегах, но и в тачках, которые сильно бы облегчили жизнь самим инкам, особенно женщинам, ведь именно женщины были главными переносчиками тяжестей. Но беда была ещё и в том, что инки не знали железа - не умели его выплавлять. Они знали только мягкие металлы, например золото, серебро, бронза (сплав меди и олова).

Получается, эти два фактора и не дали инкам познать всю прелесть колеса.

Но есть и другие интересные версии. Одни говорят, что колесо было под запретом из-за своей формы, напоминающей солнце. Другие выдвигают теорию о том, что использовать колесо инкам запретили пришельцы - по причине знания того, что колесо - прямой путь к прогрессу, а тот в свою очередь к атомной бомбе, которая уничтожит всё живое.

А если вам интересно, чего же ещё не было у инков, скажу, что они не знали письменности (по другим данным была под строжайшим табу и использовалась лишь избранными) - вместо неё использовали кипу (в им. падеже тоже "кипу") - систему узелков, а внутри империи не были в ходу деньги (ни деньги, ни какие либо другие их аналоги) - для торговых отношений вне империи существовали медные топорики.
Фото Sofia Agacher
Фото Sofia Agacher

Если хочется узнать про жизнь инков более подробно - вот отличная большая статья не из Дзена.

P.S.

Справедливости ради надо отметить, что археологи нашли таки колесо древних инков, оно было задействовано в детской игрушке!