Домик на юге. Как строят для Антарктиды

7,3k full reads
9,1k story viewsUnique page visitors
7,3k read the story to the endThat's 81% of the total page views
2 minutes — average reading time

Бразилия открывает в Антарктиде исследовательскую станцию Comandante Ferraz. Два невысоких здания от Estudio 41 вмещают лаборатории, техподдержку, жилые помещения и могут быть приняты за галерею или бутик-отель.

Бразильская  исследовательская станция Comandante Ferraz, открывающаяся в этом  месяце, находится на оконечности Антарктического полуострова и будет  посвящена изучению изменения климата. Дизайн – студия Estudio 41. Фото  by Estudio 41/ nytimes.com
Бразильская исследовательская станция Comandante Ferraz, открывающаяся в этом месяце, находится на оконечности Антарктического полуострова и будет посвящена изучению изменения климата. Дизайн – студия Estudio 41. Фото by Estudio 41/ nytimes.com
Бразильская исследовательская станция Comandante Ferraz, открывающаяся в этом месяце, находится на оконечности Антарктического полуострова и будет посвящена изучению изменения климата. Дизайн – студия Estudio 41. Фото by Estudio 41/ nytimes.com
Ну а кто сказал, что полярная база должна быть некрасивой? Дизайнеры учатся, как строить для самых суровых условий в мире.

Если в ХХ веке полярная архитектура была прагматичной инженерной импровизацией и «самоделкой», например, из дерева и войлока, то теперь даже проводят конкурсы на красивый дизайн станций. Учитываются не только самые суровые условия в мире, но и скорость строительства. Ведь стройка возможна лишь в короткое 12-недельное лето.

Смотрите, какие крутые архитектурные решения в итоге можно найти в Антарктиде - с самыми комфортными условиями для жизни, включая фитнес-центры и лаундж-зоны.


Британская станция Halley VI by Hugh Broughton Architects. Умеет передвигаться

Фото by Antony Dubber/ nytimes.com
Фото by Antony Dubber/ nytimes.com
Фото by Antony Dubber/ nytimes.com

Проект появился в результате архитектурного конкурса, проведенного Британской антарктической службой (British Antarctic Survey) совместно с Королевским институтом британских архитекторов (Royal Institute of British Architects) в 2005 году.

Победитель - Hugh Broughton Architects - спроектировал Halley VI на срок не менее 20 лет. Предыдущие станции жили в жестких условиях гораздо меньше.

В дополнение к интересному визуальному эффекту, Halley VI предоставляет исследователям более просторную и удобную среду для жизни и работы. Станция установлена на гидравлических сваях, что позволяет операторам поднимать его из накапливающихся снежных заносов. И если вся станция нуждается в перемещении — она находится на дрейфующем ледяном шельфе — лыжи у основания этих ходулей делают это возможным.

 Внутри – кедровая обшивка. Зимой на Halley VI дежурят 16 человек, а летом – 71.

Исследовательский  центр Halley VI, управляемый Британской антарктической службой. Фото by  British Antarctic Survey/ theguardian.com
Исследовательский центр Halley VI, управляемый Британской антарктической службой. Фото by British Antarctic Survey/ theguardian.com
Исследовательский центр Halley VI, управляемый Британской антарктической службой. Фото by British Antarctic Survey/ theguardian.com
Полярное сияние над Halley VI во время антарктической зимней ночи. Фото by Stuart Holroyd/Alamy/ nytimes.com
Полярное сияние над Halley VI во время антарктической зимней ночи. Фото by Stuart Holroyd/Alamy/ nytimes.com
Полярное сияние над Halley VI во время антарктической зимней ночи. Фото by Stuart Holroyd/Alamy/ nytimes.com

Bharati - одна из двух действующих исследовательских станций Индии в Антарктике

Фото by bof architekten/ nytimes.com
Фото by bof architekten/ nytimes.com
Фото by bof architekten/ nytimes.com

National Centre for Antarctic and Ocean Research (Национальный центр исследований Антарктики и океана) Индии выбрал для строительства станции немецкую студию Bof Architekten.

Архитекторы из Германии нашла способ сделать строительство более эффективным. Вместо того чтобы отправлять в Антарктиду грузовые контейнеры, полные строительных материалов, а потом отправлять их обратно пустыми, архитекторы интегрировали транспортные контейнеры в проект, экономя затраты и время.

Проектировщики  станции Bharati ускорили сроки строительства, используя транспортные  контейнеры в качестве строительных материалов.
Фото by bof architekten/ nytimes.com
Проектировщики станции Bharati ускорили сроки строительства, используя транспортные контейнеры в качестве строительных материалов. Фото by bof architekten/ nytimes.com
Проектировщики станции Bharati ускорили сроки строительства, используя транспортные контейнеры в качестве строительных материалов. Фото by bof architekten/ nytimes.com

China Taishan antarctic research station

Фото Tupian Baike/ tupian.baike.com
Фото Tupian Baike/ tupian.baike.com
Фото Tupian Baike/ tupian.baike.com

Антарктическая исследовательская станция в форме летающей тарелки открыта в 2014 году. Всего 45 дней ушло на то, чтобы построить станцию из готовых деталей, доставленных на место вертолетом и снегоходами.

Дизайн космический и исторический - по образцу традиционного китайского фонарика. Всё практично: централизованный план этажа помогает сохранить тепло, в то время как вся конструкция поднята высоко на сваях, чтобы предотвратить накопление дующего и дрейфующего снега.

Крупнейшая американская станция McMurdo Station

Фото by RP Images, via Alamy; by Antarctic Infrastructure Modernization for Science/National Science Foundation/ nytimes.com
Фото by RP Images, via Alamy; by Antarctic Infrastructure Modernization for Science/National Science Foundation/ nytimes.com
Фото by RP Images, via Alamy; by Antarctic Infrastructure Modernization for Science/National Science Foundation/ nytimes.com

Станция, созданная в 1956 году, разрослась в течение десятилетий и стала энерго-не-эффективной.
The National Science Foundation (Национальный научный фонд) США нанял архитектурную фирму OZ Architecture из Денвера.

Архитекторы объединили 100 структур, неэффективно разбросанных по 66 га, всего в шесть соединенных зданий, что значительно улучшит логистику и энергоэффективность. Новый кампус – площадь почти 28 тыс. кв. м, здесь будут созданы комфортные условия для жизни, фитнес-центры, лаунджи и улучшенные жилые помещения.

Бельгийская база Princess Elisabeth

Фото by International Polar Foundation/theguardian.com
Фото by International Polar Foundation/theguardian.com
Фото by International Polar Foundation/theguardian.com

Это первая станция нулевого выброса, работающая на ветровой и солнечной энергии и построенная из сверхизолированных деревянных кассет.

Станция создана в 2009 году как инновационный зеленый проект. Дизайн, строительство - International Polar Foundation (IPF). Элегантный проект, напоминающий виллу.

Работает полностью на возобновляемых источниках энергии - на комбинации ветровой и солнечной энергии.

Девять 9-метровых ветрогенераторов на вершине горного хребта к северу от станции вырабатывают в общей сложности 54 кВт * ч электроэнергии, напрямую подключены к генератору прямого привода и оснащены саморегулирующимися роторами для адаптации к изменениям интенсивности и направления ветра. Массив фотоэлектрических солнечных панелей обеспечивает 50,6 кВт * ч электроэнергии. Всего на стенах и крыше станции, а также на крыше технического здания станции установлено 408 фотоэлектрических панелей. Кроме того, станция имеет 24 квадратных метра тепловых солнечных панелей, которые ориентированы на север, чтобы оптимизировать солнечный свет. Одна серия этих панелей на крыше станции генерирует тепло для воды, используемой в кухне, ванной комнате и установке очистки воды, в то время как другая секция на крыше гаражей обеспечивает тепло для таяния снега в качестве источника питьевой воды.

Повышению эффективности здания способствуют внешняя обшивка станции, ее изоляция, форма, ориентация и расположение окон. Геометрия станции позволяет ей извлекать выгоду как из пассивного, так и из активного солнечного усиления, в то время как теплоизоляция минимизирует потери тепла через стены и пол. Каждая боковая панель на стенах станции состоит из семи слоев, общая толщина которых составляет 60 сантиметров.

Jang Bogo Station - южнокорейская антарктическая исследовательская станция

Фото koreatimesus.com
Фото koreatimesus.com
Фото koreatimesus.com

Станция открылась в 2014 году. Проект - Hyundai Engineering & Construction (E&C).
Площадь - 4458 кв. м, состоит из 16 зданий, включая жилые помещения, лаборатории и 24 пунктов наблюдения. Вместительность - 60 человек.

Shackleton’s Hut – хижина Шеклтона

Фото by Wolfgang Kaehler/LightRocket, via Getty Images/ nytimes.com
Фото by Wolfgang Kaehler/LightRocket, via Getty Images/ nytimes.com
Фото by Wolfgang Kaehler/LightRocket, via Getty Images/ nytimes.com

1902 год. Британские исследователи построили здесь одно из первых постоянных сооружений, они утеплили его войлоком и обшили деревом.

Хижина была «настолько продуваема сквозняками и холодна по сравнению с кораблем, что в течение первого года ее никогда не использовали для жилья. Так как накопившийся снег делал дверь непроходимой, команда использовала окна, чтобы заходить и выходить».