Березняковское городище

14 January
148 full reads
252 story viewsUnique page visitors
148 read the story to the endThat's 59% of the total page views
2 minutes — average reading time
Древнее Березняковское городище, напротив на правом берегу находится поселок Песочное.
Древнее Березняковское городище, напротив на правом берегу находится поселок Песочное.
Древнее Березняковское городище, напротив на правом берегу находится поселок Песочное.

В начале тридцатых годов прошлого столетия Академия наук организовала археологическую экспедицию под руководством П. Н. Третьякова. Итоги этой экспедиции были впечатляющи и среди всех выявленных археологических памятников стоит Березняковское городище.

Реконструкция Березняковского городища
Реконструкция Березняковского городища
Реконструкция Березняковского городища

Памятник располагался в 20 км ниже Рыбинска при впадении реки Сонохты в Волгу, на подтреугольном останце коренного берега Волги. Площадь памятника соединённого с берегом, узким мысом, составляла 320 кв.м. Посёлок был укреплён валом, рвом и обнесён бревенчатой стеной. Мощность культурного слоя городища всего 0,20 – 0,35 м. Поселение погибло от пожара.

Время его существования сам Третьяков определил концом III – IV веков – началом VI века. Е. И. Горюнова относила памятник к V – VI векам. И. Г. Розенфельдт полагала, что городище существовало до начала IX века, а также допускала прямые контакты местного дьяковского населения и пришлого славянского, которые могли иметь место лишь в IX веке.

Лепная мерянская керамика
Лепная мерянская керамика
Лепная мерянская керамика

В. И. Вишневский отмечал, что в течениях Суды, Шексны и Мологи до X – XI веков сохранялась характерная для позднедьяковских племён сетчатая керамика. Наличие такой керамики позволяет расширить хронологические рамки существования городища до X – XI веков.

Дьяковская сетчатая керамика. Сосуд из могильника Фефелов Бор. Культура определяется, как Поздняковская (ирано-финская) - картинка приведена для представления керамики этого типа
Дьяковская сетчатая керамика. Сосуд из могильника Фефелов Бор. Культура определяется, как Поздняковская (ирано-финская) - картинка приведена для представления керамики этого типа
Дьяковская сетчатая керамика. Сосуд из могильника Фефелов Бор. Культура определяется, как Поздняковская (ирано-финская) - картинка приведена для представления керамики этого типа

Также было обнаружено 11 остатков построек, из которых шесть представляли собой жилые дома. Это были срубные наземные конструкции с углублённым земляным полом и очагом из камней, помещённым в центре или ближе к задней стене жилища. Расположение находок позволяет предположить, что она было разделено на левую, мужскую и правую, женскую половины. Ряд построек носил общественный характер. Таков “общинный дом” площадью 40 кв.м., почти не имевший бытового инвентаря, но с большим очагом и нарами вдоль стен. Вторая постройка 34,8 кв.м. с очагом представляла видимо как “дом для женских работ”, так как здесь найдена половина всех глиняных пряслиц, обнаруженных при раскопках, две льячки и глиняная литейная формочка. На поселении обнаружены: кузница и “домик мёртвых” – помещение для захоронения кальцинированных костей и погребального инвентаря.

Городище по всей вероятности являлось местом обитания родовой общины, ведущей коллективное хозяйство. Из основных занятий отчётливо выделяются: животноводство, охота и рыболовство. Из ремёсел кузнечное мастерство, связанное преимущественно с производством бронзовых женских украшений. Интересно отметить, что инструменты для литья были найдены в доме для женских работ. Позже Л. А. Голубева отмечала, что у финно-угорских племён Поволжья (меря, мурома, мордвы) литейным делом занимались женщины.

Реконструкция домика мёртвых
Реконструкция домика мёртвых
Реконструкция домика мёртвых

В заключении отметим один существенный признак этого поселения. Наличие “домика мёртвых” косвенно указывает, что памятник существовал в X веке. Именно в середине X века в грунтовых могильниках меря в массовом порядке появляются имитации “домика мёртвых”, глиняные лапы и кольца, а также характерная мерянская керамика: с округлым дном либо плоскодонная с насечкой по венчику. Последняя широко представлена в могильнике близ д. Кстово, где наличие колод указывает на славянское происхождение памятника. В связи, с чем отнесение Березняковского городища к финно-угорскому, а тем более к славянскому поселению очень проблематично. И скорее опровергает гипотезу о преемственности дьяковцев и меря, но не отрицает финно-угорского происхождения дьяковцев.

Похожие статьи:

Этнический реликт Тюменского Притоболья

Восточный осколок прагерманцев?

Полшага до государственности - Самусьская культурная общность

Мигранты с Алтая. Кротовская археологическая культура

Диринг-Юрях начинает отыгрывать древность

Ростовка - последний памятник эпохи господства сейминско-турбинского феномена

Носители культуры шнуровой керамики

Ориньяк заложил основы современной цивилизации

Мегаполис древнего мира. Костёнки

Фатьяновцы (краткий обзор)

Наследники Этци? Культура шаровидных амфор