Этнический реликт Тюменского Притоболья

28 January
190 full reads
2,5 min.
474 story viewsUnique page visitors
190 read the story to the endThat's 40% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Археологический музей-заповедник на озере Андреевском
Археологический музей-заповедник на озере Андреевском
Археологический музей-заповедник на озере Андреевском

Ни один этнос более сорока веков не существует и есть достаточно оснований считать, что этносы существовали уже десятки тысяч лет назад. О подавляющем большинстве прошлых этносов мы даже не подозреваем, о некоторых догадываемся. Одним из таких этнических реликтов, возможно, является археологическая Андреевская культура, существовавшая в Тюменском Притоболье в конце 3 – начале 2 тыс. до н.э. в районе озера Андреевское. Основным признаком этой культуры является ямочная керамика. Все попытки найти аналогии и родственные связи с восточноевропейским массивом ямочной керамики, связываемым с протоиндоиранским населением, не принесли успеха.

Сосуд байрыкского типа с элементами андреевской культуры
Сосуд байрыкского типа с элементами андреевской культуры
Сосуд байрыкского типа с элементами андреевской культуры
сосуд общности культур шнуровой керамики
сосуд общности культур шнуровой керамики
сосуд общности культур шнуровой керамики
Ташковская культура Нижнего Притоболья
Ташковская культура Нижнего Притоболья
Ташковская культура Нижнего Притоболья

По мнению В.Т.Ковалевой, ташковская культура сформировалась в досейминский период и входит в единый круг с памятниками синташтинской и раннеабашевской культур. Характер поселений и культуры, развитая знаковая система, в основе которой лежат дуалистические мифы, уходят своими истоками в индоиранскую среду.

Представленная выше керамика трёх различных культур является скорее переходным этапом развития из одного в другое. Более древняя керамика шнуровой культуры в андреевской культуре предстает уже как получившая дальнейшее развитие, возможно и перенятое у культур с гребенчато-ямочной керамикой. Керамика ташковской культуры также имея основной ямочный характер является с применением знаковой системе усовершенствованием. Эти три культуры конечно не переходят органически одна в другую, но их родственная мировоззренческая составляющая несомненна.

И если рассматривать появление ямочной керамики в Андреевской культуре не с точки зрения её происхождения в лесостепной зоне Восточной Европы, а с позиций первоначальной автохтонности, то не таким уж невозможным становится предположение о первоначальной прародине протоиндоиранцев на пространствах Приполярья и Заполярья. Тогда Андреевскую культуру можно считать осколком этой древней общности, в которой сохранился один из архаичных вариантов развития ямочной керамики, а в целом она законсервировалась в своём развитии и предстаёт перед нами изолятом в мире финно-угорских и самодийских народов. И одним из главных аргументов в пользу такого предположения выступает – топонимика, точнее отсутствие индоевропейской топонимики связываемой с этим временем. Известно, что когда народ переселяется с места на место, он начинает давать свои имена – рекам, горам и т.д. Но на месте их прежнего обитания такая топонимика отсутствует. Так как установлено, что первые обитатели местности в глубокой древности не давали названий. Они называли воду – водой, реку – рекой и т.д. Собственные имена появлялись только тогда, когда этими народами осваивались новые удалённые места поселений. В Западной Сибири древний индоевропейский слой топонимики отсутствует, зато щедро распространена топонимика финно-угорская, но известно - они здесь пришельцы. Архаичность Андреевской культуры подтверждает основной вид деятельности – исключительно рыболовство. А ведь рыболовство было одним из древнейших занятий протоиндоиранцев. Вспомним гору Меру, индийских Вед, среди молочного, видимо покрытого льдом океана, и дальнейшего его пахтания. Если на горе жили боги, предки протоиндоиранцев, то пахтание океана сильно напоминает лов рыбы. И вполне возможно, что андреевская культура остаток той промежуточной общности протоиндоиранцев сформировавшейся в Зауралье и Западной Сибири. Конечно, такое предположение требует более веских и основательных доводов, но в качестве гипотезы имеет право на существование.

В далёкой древности этнические процессы происходили сложно. Этносы умирали и рождались; различные по культуре, языку, расе народы объединялись в одно целое, а затем распадались на совершенно иной основе. Где язык, раса и другие этнические признаки отходили на второй план. Для каждого этноса отведено своё время существования: одни живут несколько тысячелетий, другие наоборот, ярко сверкнув в момент появления, через несколько столетий исчезают.

Литература:

Зах В. А., Фомина Е. А. К вопросу о происхождении андреевской культуры

Уральская историческая энциклопедия: Андреевская культура

Статьи одного цикла:

Индоевропейцы: точка отсчёта. Ч.1

Индоевропейцы: точка отсчёта. Ч.2

Индоевропейцы: точка отсчёта. Ч.3

Индоевропейцы: точка отсчёта. Ч.4

Основная мифологема древних индоевропейцев

Рато - круг коловращения Вселенной

Близкие по теме статьи:

Березняковское городище

Восточный осколок прагерманцев?

Полшага до государственности - Самусьская культурная общность

Мигранты с Алтая. Кротовская археологическая культура

Диринг-Юрях начинает отыгрывать древность

Ростовка - последний памятник эпохи господства сейминско-турбинского феномена

Носители культуры шнуровой керамики

Ориньяк заложил основы современной цивилизации

Мегаполис древнего мира. Костёнки

Фатьяновцы (краткий обзор)

Наследники Этци? Культура шаровидных амфор