Мигранты с Алтая. Кротовская археологическая культура

15 February
1,9k full reads
3,7k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 52% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Тяжеловооружённый воин кротовской культуры (реконструкция)
Тяжеловооружённый воин кротовской культуры (реконструкция)
Тяжеловооружённый воин кротовской культуры (реконструкция)

На территории в междуречье Камы и Белой, довольно часто встречаются находки валиковой керамики. Это характерная черта кротовской культуры.

Материалы кротовской культуры лесостепной Барабы
Материалы кротовской культуры лесостепной Барабы
Материалы кротовской культуры лесостепной Барабы

Её племена формировались в лесостепной Барабе в Обь - Иртышском междуречье. Эта культура относится к кругу культур самусьско-окуневского типа, но вряд ли являлась генетически близкой как самусьсцам, так и окуневцам. Её отличительной чертой была керамика, украшенная волнистыми и прямыми валиками, а также орнаментом из оттисков «шагающей гребёнки». Датируется кротовская культура в Западной Сибири второй - третьей четвертью 2 тыс. до н.э. Выделена В. И. Молодиным в 1975 году. Названа по находкам с памятника Кротово-7/8 у деревни Кротово (Сузунский район, Новосибирская область, Россия). В основе хозяйства — скотоводство (овцы, лошади, крупный рогатый скот), рыболовство и охота. Кротовцы хоронили умерших в грунтовых могильниках на спине головой на северо-восток, иногда ноги согнуты коленями вверх.

Кротовская культура составляла один из компонентов Сейминско-турбинского феномена.

Племена культур кротовского круга располагались в степях, лесостепях и предгорьях Алтая. Они были металлургами и скотоводами. Ими были разработаны новые конструкции оружия с гнёздами и художественные изображения, в которых были лошади, быки, овцы, верблюды и многое другое.

Костяные орудия кротовской культуры
Костяные орудия кротовской культуры
Костяные орудия кротовской культуры

Памятник относится к кротовской культуре, эпохе развитой бронзы
Памятник относится к кротовской культуре, эпохе развитой бронзы
Памятник относится к кротовской культуре, эпохе развитой бронзы

Другой компонент находился в районе Саянского нагорья, где обитали популяции южной зоны восточно-сибирских таёжных охотников и рыболовов. Они принадлежали к глазковским, шиверским и другим культурам бассейна Байкала и Ангары, которые освоили литье из бронзы, изготовление кремнёвых, нефритовых и костяных орудий, производили двухклинковые ножи, скребковые ножи и пилы. На их изображениях часто встречаются змеи, лоси, медведи и многие другие. Считается, что органическое слияние компонентов Алтая и Саян в единую культуру произошло в предгорьях степей между реками Обь и Иртыш.

Миграции племён кротовской кольцевой культуры прослеживаются по типологическим артефактам, найденным в захоронениях и поселениях, вооружению ножей, кельтов, наконечников копий, литейным формам для раздвоенных наконечников копий и кротовской керамике, отличной от артефактов местных культур.

У представителей кротовской культуры обнаружена восточноазиатская митохондриальная гаплогруппа А (субклады A10* и A10a).

Митохондриальная гаплогруппа А возникла около 50 000 лет назад в Восточной Азии. В настоящее время эта гаплогруппа распространена среди коренных народов Северной и Южной Америки, а также у жителей Азии (9-15% у тибетцев, 7-15% у корейцев, 5-12% у японцев, 4-13% у монгол, 3-9% у китайцев, 4,8% у вьетнамцев, 4% у татар, 2,4% у персов из Восточного Ирана, 2,3% у таджиков). Наибольший процент встречаемости обнаружен у субклада А2, который объединяет жителей северо-восточной Сибири (чукчи и эскимосы) и этнические группы индейцев Северной (на-дене, апачи) и Центральной Америки. Вероятнее всего, данная гаплогруппа после возникновения в Восточной Азии мигрировала через Берингов перешеек на Аляску и далее в Северную и Южную Америку.

Переселение кротовцев в междуречье Камы и Белой являлось вторичной волной, и обуславливало закрепление Сейминско-турбинских групп на этой территории.

Исчезновение элементов кротовской культуры из Обь-Иртышья совпадает с появлением элементов их культуры в Восточной Европе. Их переселение было вызвано экспансией на западносибирские земли Обь-Иртышья ираноязычных андроновских и угорских племён. Хотя нельзя исключать и вероятность вытеснения их самусьсцами. Кротовцы видимо сполна испытали на себе ненависть быстро растущего самосознания самусьсцев. С уходом из Западной Сибири кротовцев, Сейминско-турбинское влияние полностью теряется в этом регионе.

Статьи одного цикла:

"Белоголовые" завоеватели Шумера

Скитания тохар

Первое государство России. Элемент 1

Первое государство России. Элемент 2

Первое государство России. Сохранение в объединении

Первое государство России. Экспансия

Первое государство России. Итоги

Культовые мировоззрения Сейминско-турбинского транскультурного феномена

Ростовка - последний памятник эпохи господства сейминско-турбинского феномена

Близкие по теме статьи:

Березняковское городище

Этнический реликт Тюменского Притоболья

Восточный осколок прагерманцев?

Полшага до государственности - Самусьская культурная общность

Диринг-Юрях начинает отыгрывать древность

Носители культуры шнуровой керамики

Ориньяк заложил основы современной цивилизации

Мегаполис древнего мира. Костёнки

Фатьяновцы (краткий обзор)

Наследники Этци? Культура шаровидных амфор