Носители культуры шнуровой керамики

10 March
1,4k full reads
3,9k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 37% of the total page views
8,5 minutes — average reading time
Носители культуры шнуровой керамики

Шнуровой керамики культура (другое название культура боевых топоров). На рубеже 3 тыс. до н.э. и первой четверти 2 тыс. до н.э. на значительной территории Северной, Центральной и Восточной Европы появляется культура с общими характерными признаками: круговой орнамент, сделанный верёвкой по сырой глине (отсюда шнуровая керамика) и наличие в погребениях боевых топоров, подчёркивающих социальный статус. Д.А. Крайнов только для фатьяновской культуры отмечвал шестнадцать типов топоров, и девять для среднеднепровской культуры. У всех групп культуры также отмечается общий обряд погребения. Умерших погребали в специально выстроенных катакомбах, вырытых ямах либо под курганными насыпями. Тела специально клали в конкретных позах: женщин на левом боку, мужчин на правом, обязательно лицом к югу.

Название шнуровой керамики культуры общее для разновидностей культур, встречающихся на указанной территории. В Швеции специфической чертой культуры отмечаются раздробленные черепа, отсюда «культура раздробленных черепов». Для России существуют свои названия (по месту открытия) – фатьяновская, балановская культуры. Пограничная России, Белоруссии и Украины – среднеднепровская (центр культуры находился в среднем течении Днепра). В Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии известна под именем – культура ладьевидных топоров. В Польше – злота, название по месту открытия первого памятника этой культуры на территории Польши. Всего с культурой шнуровой керамики связывают около 20 археологических культур.

Сосуды культуры шнуровой керамики
Сосуды культуры шнуровой керамики
Сосуды культуры шнуровой керамики

Термин культура шнуровой керамики (немецкий: шнуркерамик-Культура, нидерландский язык: touwbekercultuur, французский: керамика корде) был впервые представлен немецким археологом Фридрихом Клопфляйшем в 1883 году. Он назвал её за похожий на шнур отпечаток или орнамент характерный для керамических изделий. Термин культура одиночной могилы происходит от погребального обычая, который заключался в погребении под курганы в согнутом положении с различными артефактами. Культура боевого топора названа из-за характерной формы - каменной лодки в форме боевого топора.

Носители культуры шнуровой керамики

Первоначальный очаг культуры шнуровой керамики некоторые связывают с полуостровом Ютландия между Северным и Балтийским морями. Другие основываясь на данных палеогенетики видят её наследницей культуры шаровидных амфор. В частности, у двух обитателей кургана в районе Ягодно на окраине Вроцлава, живших 2800 лет до н.э., с очень высокой вероятностью обнаружены: NO.1 – Y-хромосомная гаплогруппа G; NO.2 - одна из трёх Y-хромосомных гаплогрупп - J, I или E. Другие связывают с катакомбной культурой юга Восточной Европы, а Мария Гимбутас связывала культуру шнуровой керамики как преемницу ямной культуры. На западных окраинах эту культуру считают наследницей культуры воронковидных кубков (правда не единственных наследников). Прибалтика и восточные варианты культуры (фатьяновская, балановская) являются пришельцами и с местными культурами никак не связаны.

Люди шнуровой керамики (реконструкция0
Люди шнуровой керамики (реконструкция0
Люди шнуровой керамики (реконструкция0

В плане антропологии представители шнуровиков были всё ещё близки к кроманьонцам. Представители этой культуры имели длинные и узкие черепа с высоким лбом и сводом.

Геномы представителей шнуровой керамики имеют много общего (до 79 %) со степными геномами представителей ямной культуры (аутосомно) и гораздо меньше (21 %) - с геномами ранних жителей Европы (потомков палеолитических охотников и переселившихся ранее в Европу ближневосточных земледельцев).

Носители культуры жили в небольших поселениях и преимущественно возделывали землю и разводили скот (в основном свиней), вели полукочевой образ жизни. Древние люди перемещались в повозках, запряжённых волами.

Одно время считалось, что это протокультура прародительница всех европейских индоевропейцев. Сейчас её считают одной из крупных ветвей древних народов Европы - протогерманобалтославян на востоке и протокельтов, и протоиталийцев на западе. Некоторые правда выделяют отдельно и прагерманцев.

Молотообразные топоры
Молотообразные топоры
Молотообразные топоры

Говоря о характерных признаках оружия можно отметить что самой ранней формой был топор-колун. Такие топоры находят и в Курской, и в Орловской, и Белгородской, и в Липецкой областях. Этими топорами можно было с успехом и деревья рубить и черепа разбивать. Однако позднее, во второй четверти II тысячелетия до н.э. основным типом топора стал топор-молоток с вытянутым обухом. Затем в верхневолжском регионе появились топоры в форме лопасти. Когда на смену камня пришла медь, формы их мало изменились и вероятно медный топор не получил у шнуровиков большого распространения. Здесь может быть несколько причин, медные топоры служили меньше по времени, их часто приходилось затачивать (медь мягкий металл). Медные изделия получали распространения близ гор богатых медью. К примеру, те же фатьяновцы специально организовывали долговременные походы за рудой, их следы отмечены на реке Белой и возможно добыча медной руды сопровождалась и военными стычками с племенами близкими к меднорудным залежам. Возможно в этом кроется причина редких находок медных топоров на территории России (около 30).

Фатьяновские боевые топоры
Фатьяновские боевые топоры
Фатьяновские боевые топоры

У фатьяновской группировки отмечается расцвет военного искусства в оружии.

Медные наконечники фатьяновской культуры
Медные наконечники фатьяновской культуры
Медные наконечники фатьяновской культуры

Их кремнёвые наконечники для дротиков и стрел с отведёнными в сторону шипами создавались только с одной убойной целью. Что вероятно подтверждает предположения учёных о воинственности всех культур ареала шнуровой керамики. И поэтому их быстром продвижении, и распространении.

Согласно Нордквисту и Хейду, ямная культура трансформировалась в культуру шнуровой керамики в среднеднепровской культуре. От которой культура шнуровой керамики распространилась как на запад, так и на восток. Миграция на восток привела к фатьяновской культуре которая оказала формирующее влияние на абашевскую культуру. В свою очередь абашевская культура способствовала появлению праиндоиранской Синташтинской культуры.

На Западе как считала М. Гимбутас, культуре шнуровой керамики предшествовала культура шаровидных амфор (3400–2800 гг. до н.э.), которую она считала индоевропейской культурой. Культура шаровидных амфор простиралась от Центральной Европы до Балтийского моря и возникла из культуры воронковидных кубков.

Хаккинен считает фатьяново-балановскую культуру как раннюю индоевропейскую культуру, но утверждает, что их субстрат (отождествлённый с волосовской культурой) не был ни уральским, ни индоевропейским.

Носители культуры шнуровой керамики

При всём таком разнообразии понимания культура шнуровой керамики могла сыграть центральную роль в распространении индоевропейских языков в Европе в период медного и бронзового веков. Согласно Мэллори, культура шнуровой керамики могла быть «общим доисторическим предком более поздних кельтских, германских, балтийских, славянских и, возможно, некоторых индоевропейских языков Италии». Тем не менее, Мэллори также отмечает, что шнуровая керамика не может объяснить греческий, иллирийский, фракийский и восточно-курсивный, которые могут быть получены из Юго-Восточной Европы. По словам Энтони, горизонт шнуровой керамики, возможно, привнёс германские, балтийские и славянские языки в северную Европу.

По словам Энтони, догерманские диалекты могли развиться в Усатовской культуре (что вероятно с последующей миграцией балановского компонента на эту территорию, эта тенденция только усилилась (см. статью Некоторые проблемы в происхождении германцев - здесь )) в юго-восточной части Центральной Европы между Днестром и Вислой между 3100 и 2800 гг. до н.э., а также распространение культуры шнуровой керамики. В это время произошла настоящая значительная миграция протоиндоевропейцев из ямной культуры в долину Дуная, волна которая в конечном итоге достигла Венгрии, где могли развиться докельтский и доитальский языки. Славянский и балтийский языки развивались в среднем течении Днепра.

Большинство немецкий учёных в частности Алленфорт считают, что 75 % немецкой шнуровой керамики ведёт свою родословную от ямной культуры. И предполагают миграцию в северо-западную Европу через Центральную Европу, а также в Прибалтику и восточную периферию культуры шнуровой керамики через территорию современной Украины, Беларуси и России, причём необязательно одной волной и по одной «тропе».

Тот же Дэвид Энтони вместе с Лазаридисом, Хааком, паттерсоном и Райхом предполагают, что миграция носила крупный характер и в ней участвовали оба пола и поэтому индоевропейские языки были внедрены в Северную Европу за счёт численности. А это в свою очередь способствовало исчезновению доиндоевропейских языков, не носителей, а языков, таких как бакский. Кроонен предполагает, что исчезла Эгейская языковая семья, которая носила «подпись неолита».

Мария Гимбутас связывает это время с появлением прагерманского языка.

По состоянию на октябрь 2019 года была извлечена Y-ДНК более чем у 26 мужчин шнуровой керамики. Большинство из них оказались носителями гаплогруппы R1a. Остальные оказались носителями R1b и I2a. Примечательно, что, хотя считается, что шнуровая керамика в значительной степени произошла от ямной культуры, большинство мужчин шнуровой керамики несли Y-ДНК другого происхождения, чем мужчины ямной культуры, которые в первую очередь несли R1b-M269. Ни R1a, ни R1b-M269 не были зарегистрированы среди неолитического населения центральной и западной Европы, хотя они были распространены среди более ранних охотников - собирателей Восточной Европы.

Впрочем, другие более ранние исследования приносили результат в пользу R1a .

«Генетическое исследование, проведенное Haak et al. (2015) обнаружили, что большая часть предков населения культуры шнуровой керамики похожа на Ямная культура, прослеживая происхождение культуры шнуровой керамики до миграции Ямны из степей 4500 лет назад. Около 75% ДНК скелетов шнуровой керамики позднего неолита, найденных в Германии, точно совпадали с ДНК людей из культуры ямна. В том же исследовании оценивается 40–54% наследственного вклада ямны в ДНК современных жителей Центральной и Северной Европы и 20–32% вклада в современные Южные европейцы, исключая Сардинцы (7,1% или меньше), и в меньшей степени Сицилийцы (11,6% или меньше). Haak et al. также отметим, что их результаты «предполагают», что гаплогруппы R1b и R1a «распространились в Европу с востока после 3000 г. до н.э.».

Исследования показали, что лактоза составляла существенный рацион питания у шнуровиков
Исследования показали, что лактоза составляла существенный рацион питания у шнуровиков
Исследования показали, что лактоза составляла существенный рацион питания у шнуровиков

«Генетическое исследование, опубликованное в Наука в 2018 году нашел Синташтинская культура, то Потаповская культура, то Андроновская культура и Срубная культура быть тесно связанным с культурой шнуровой керамики.[l][м] Было установлено, что эти культуры имеют смешанное происхождение от Ямная культура и народы Средний неолит Центральной Европы.[64] Генетические данные предполагали, что эти культуры в конечном итоге произошли от ремиграции центральноевропейских народов с степное происхождение обратно в степь.[n]»

Д. Энтони отмечает: «Тесное родство, которое мы наблюдаем между народами шнуровой керамики и синташтинской культур, предполагает схожие генетические источники этих двух ... Хотя мы не можем формально проверить, происходит ли синташта непосредственно от миграции на восток народов шнуровой керамики или же у них общая родословная с более раннее степное население, наличие европейских неолитических фермерских предков как в шнуровой керамике, так и в Синташте, в сочетании с отсутствием неолитических фермерских предков на более ранней Ямной, предполагает, что первое более вероятно ... Андроновская культура, возникшая в Центральная Азия в период позднего бронзового века, генетически тесно связана с синташтинскими народами и четко отличается от Ямной и Афанасьевской. Таким образом, Андроново представляет собой временное и географическое расширение синташтинского генофонда ... Загадочная синташтинская культура близ Урала имеет генетическое сходство с шнуровой керамикой и, следовательно, вероятно, была миграцией на восток в Азию. при распространении на Алтай она превратилась в андроновскую культуру ...».

Основу скотоводства представителей шнуровой керамики составляли свиньи
Основу скотоводства представителей шнуровой керамики составляли свиньи
Основу скотоводства представителей шнуровой керамики составляли свиньи

Но культура шнуровой керамики также показывает значительные отличия от ямной культуры (в частности мужчины и женщины в могилах ямной культуры лежат одинаково, обильно посыпаны охрой, керамика там совершенно другая, часто круглодонная). Но есть в культурах и общие черты – курган, одиночные погребения, пастушеское скотоводство. Судить об этногенезе по этим данным рано: линии физической преемственности населения могли не совпадать с культурной и языковой преемственностью, а те – друг с другом. В данном случае играет роль уже само дальнейшее развитие дочерней культуры.

Что касается происхождения индоиранских культур от шнуровой и синташтинской то здесь пока работы непочатый край. И много различных вариантов.

Список литературы

Культура боевых топоров. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_боевых_топоров

Шнуровой керамики и боевого топора культуры http://генофонд.рф/?page_id=3364

Шнуровой керамики культуры https://bigenc.ru/archeology/text/4944771

Шпаковский В. "Культура боевых топоров" https://topwar.ru/80140-kultura-boevyh-toporov.html

Похожие тематические статьи:

О палеогенетическом исследовании эстонских генетиков

Восточный осколок прагерманцев?

Фатьяновцы (краткий обзор)

Балты - наследники культуры шнуровой керамики (не единственные)

А было ли единство балтославян?

Березняковское городище

Этнический реликт Тюменского Притоболья

Полшага до государственности - Самусьская культурная общность

Мигранты с Алтая. Кротовская археологическая культура

Диринг-Юрях начинает отыгрывать древность

Ростовка - последний памятник эпохи господства сейминско-турбинского феномена

Ориньяк заложил основы современной цивилизации

Мегаполис древнего мира. Костёнки

Наследники Этци? Культура шаровидных амфор