Ростовка - последний памятник эпохи господства сейминско-турбинского феномена

17 February
1,6k full reads
3,5 min.
3,5k story viewsUnique page visitors
1,6k read the story to the endThat's 48% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Инвентарь из Ростовки
Инвентарь из Ростовки
Инвентарь из Ростовки

В Западной Сибири находится некрополь в посёлке Ростовка. Его принадлежность Сейминско-турбинцам не вызывает серьёзных сомнений. Открыт в 1965, исследован В.И. Матющенко в 1966–69. Расположен на северо-восточной окраине одноимённого села, на левом берегу Оми, в 15 км вверх по течению от Омска. Исследовано 38 захоронений. Погребения расположены рядами. В 31 случае отмечены трупоположения. Погребённые лежали на спине в вытянутом положении, головой на восток. Отмечены также вторичные погребения и трупосожжения.

Особенностью Ростовки являются захоронения мастеров-металлургов. В могильнике отмечена ещё одна своеобразная особенность: в древности многие могилы были подвергнуты преднамеренному разрушению. Разорение могил производилось не с целью грабежа, а для отмщения. В раскопанных погребениях встречены разбитые черепа, разрушенные останки верхних частей туловища. Столь необычный способ мести мог быть вызван только глубокой ненавистью к обладателям черепов. Местное население самусьсцев настолько было задавлено властью завоевателей, что и после их исчезновения не преминуло возможностью отомстить даже мертвецам. Хотя если вспомнить захоронения в Ганьсу, то деформация черепа у погребённого признак культуры тохар. Есть и другие неясности: 1) хронологически памятник относят к концу XIV века до н.э., а появление Сейсминско-турбинской культуры определено выше первой третью XVII века до н.э.; 2) культурная привязка этого памятника относительна, некрополь находился на стыке трёх культур — кротовской (с большим сомнением соотносимой с протоуграми), самусьской (протокеты) и степной (скорее всего петровской — ираноязычной, возможно андроновской).

Поздняя датировка памятника и отсутствие других известных крупных могильников Сейминско-турбинцев на территории Западной Сибири позволяет сделать предположение, что Ростовкинский могильник появился на излёте существования культуры, когда часть её представителей вернулась из Восточной Европы и застала вновь образовавшуюся в их отсутствие самусьскую культурную общность, с ярко выраженным чувством неприятия завоевателей. Хотя в культурном отношении в сфере металлообработки ставшую преемницей своих завоевателей. Следовательно, исходя из хронологии существования самусьской культурной общности — XVI- XIV вв. до н.э., и временем исчезновения транскультурного феномена Сейминско-турбинской культуры с исторической арены XV (возможно XIV) век до н.э., можно предположить, что какое-то время оба народа сосуществовали одновременно, причём самусьсцы были и политически, и экономически подчинены.

Инвентарь из Ростовки
Инвентарь из Ростовки
Инвентарь из Ростовки

Материал Ростовкинского могильника огромен. Это и бронзовые кельты, ножи разных форм и размеров, наконечники копий с вильчатым или ромбическим стержнем, долота, шилья, литейные формы, различные каменные изделия и т. д. Основная масса бронзовых вещей — копья с вильчатым стержнем, кельты с геометрическим орнаментом (горизонтальная лесенка ниже втулки, от которой спускаются треугольные фестоны и цепочка свисающих ромбов), большой массивный нож со скульптурным навершием на рукояти и некоторые другие предметы, которые находят достаточно близкие аналогии в Сейминском могильнике. Среди каменных орудий преобладают вкладыши и наконечники стрел. Вкладыши обычно имеют четырёхугольную форму и обработаны по всей поверхности. Наконечники стрел представлены в основном треугольными формами, а также листовидными со слабовыраженным черешком. Все эти каменные изделия близки одноимённым категориям орудий из Турбинского и Сейминского могильников. Необходимо особо упомянуть об уникальных для урало-сибирской территории находках. К таковым относятся вильчатые копья с остро заточенным коленчатым лезвием на втулке, лопаткообразный кельт с изображением солярных знаков и горного козла, массивный дугообразный нож со скульптурным изображением лошади, влекущей за собой лыжника, великолепный набор костяных лат.

Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Ростовка
Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Ростовка
Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Ростовка

Керамика Ростовкинского могильника, за редким исключением, имеет открытую баночную форму, хотя известны и горшковидные. Орнаментировалась обычно вся внешняя поверхность. Техника нанесения узоров разнообразна: отступающая лопаточка, желобчатые линии, гребенчатый штамп, качалка, валиковые налепы, прочерченные узоры и т. д. Не менее многообразны и орнаментальные мотивы. Можно смело констатировать, что в декоративном стиле ростовкинской керамики нашла отражение орнаментальная манера самых разных лесостепных, южнотаёжных и отчасти степных культур Обь-Иртышья самусьско-сейминской эпохи.

В археологической литературе Косаревым уже приводились доводы в пользу того, что Ростовка относится к самому концу самусьско-сейминской эпохи. Бронзовый инвентарь Ростовкинского могильника имеет ряд элементов, позволяющих с достаточной определённостью сопоставлять его с металлическими изделиями Карасука и Аньяна (бронзовый дугообразный нож, украшенный по рукояти цепочкой заштрихованных ромбов, бронзовые наконечники копий с «багром» на втулке и др.). О сравнительно позднем времени Ростовкинского могильника говорит также наличие в форме и орнаменте найденных здесь кельтов признаков, характерных для позднесейминской группы (боковое ушко с лучеобразно отходящими рубчиками, решетчатая штриховка ромбов и пр.). Наиболее вероятной датой этого памятника является XIV или даже XIII в. до н. э. И он завершает эпоху безраздельного господства Сейминско-турбинского транскультурного феномена в Северной Евразии.

Ниже фото артефакта найденного в Сейминском могильнике ( в районе устья Оки) и принадлежащего к культуре объединившей своим военным и политическим доминированием в одно целое Ростовку в Западной Сибири, Турбино в Пермском крае и Сейму Средней Волги.

НАВЕРШИЕ НОЖА ИЗ СЕЙМИНСКОГО МОГИЛЬНИКА (КОЛЛЕКЦИЯ НГИАМЗ) ФОТО ЛЮДМИЛЫ ШАКУЛОВОЙ
НАВЕРШИЕ НОЖА ИЗ СЕЙМИНСКОГО МОГИЛЬНИКА (КОЛЛЕКЦИЯ НГИАМЗ) ФОТО ЛЮДМИЛЫ ШАКУЛОВОЙ
НАВЕРШИЕ НОЖА ИЗ СЕЙМИНСКОГО МОГИЛЬНИКА (КОЛЛЕКЦИЯ НГИАМЗ) ФОТО ЛЮДМИЛЫ ШАКУЛОВОЙ

Не так давно уже в самом Омске обнаружен крупный некрополь бронзового века. Видео как раз о нём.

Данная статья завершает цикл посвященный культуре Сейминско-турбинского транскультурного феномена.

Спасибо за прочтение. По возможности ставьте лайки и оставьте своё мнение в комментариях.

Ещё раз спасибо.

Статьи одного цикла:

"Белоголовые" завоеватели Шумера

Скитания тохар

Первое государство России. Элемент 1

Первое государство России. Элемент 2

Первое государство России. Сохранение в объединении

Первое государство России. Экспансия

Первое государство России. Итоги

Культовые мировоззрения Сейминско-турбинского транскультурного феномена

Мигранты с Алтая. Кротовская археологическая культура

Близкие по теме статьи:

Березняковское городище

Этнический реликт Тюменского Притоболья

Восточный осколок прагерманцев?

Полшага до государственности - Самусьская культурная общность

Диринг-Юрях начинает отыгрывать древность

Носители культуры шнуровой керамики

Ориньяк заложил основы современной цивилизации

Мегаполис древнего мира. Костёнки

Фатьяновцы (краткий обзор)

Наследники Этци? Культура шаровидных амфор