Секреты жизни и смерти пещеры Грот-де-Куссак

<100 full reads
213 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 30% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Есть во Франции в Дордони пещера Грот-де-Куссак. Пещера сама по себе уникальна, в ней находится более 150 (называют цифру и 800) произведений искусств эпохи палеолита, которым около 25000 лет. Почти все произведения пещеры представляют собой гравюры, сделанные либо каменными орудиями, а где и просто пальцами по глине. Среди изображений преобладают животные верхнего палеолита – бизоны, лошади, мамонты, носороги, более редки изображения птиц. Часть гравюр содержит непонятные изображения, а в четырёх угадывается женский профиль.

По стилю и датировке изображения отнесены к эпохе Граветт (Граветтиен).

Пещера была обнаружена 30 сентября 2000 года спелеологом Марком Деллюком.

Однако эта пещера интересна не только своими многочисленными художественными произведениями, но и впервые встреченным здесь обрядом захоронения. И единственным, из известных примеров столь глубоких погребений. В погребении содержатся останки не менее шести человек.

Пещера очень долгое время является закрытой как для посетителей, так и научных исследований. Но как оказалось, в течение десяти последних лет в ней работала исследовательская группа. Предметом изучения являлись останки, по которым исследователи пытались узнать и реконструировать образ жизни, обычаи и верования людей той эпохи. Причём основным условием разрешения на исследование являлось только визуальное наблюдение останков.

Итоги исследования опубликованы 16 июня 2020 года в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS) ( ссылка в списке литературы ).

Grotte de cussac collage. Фото: Министерство культуры Франции
Grotte de cussac collage. Фото: Министерство культуры Франции
Grotte de cussac collage. Фото: Министерство культуры Франции

Исследователи при входе в пещеру одевали стерилизованные защитные костюмы и резиновые сапоги.

Доктор Элин Шотсманс, научный сотрудник Университета Вуллонгонга и Университета Бордо, член международной команды, возглавляемой профессором бордоского университета Жаком Жобером,

“Все дело в защите пещеры, - сказала доктор Шотсманс. - Наши скафандры и резиновые сапоги не могут содержать ни капли осадка из-за пределов пещеры. Любой микроорганизм или гриб, который мы приносим, может оказать негативное влияние на сохранение пещеры”.

“Все в пещере полностью защищено, включая поверхность пещеры, которая является оригинальной палеопочвой. Мы не можем ничего трогать. Мы можем идти только по одному узкому пути и должны вести все исследования с этого пути” – сделала она заключение.

Опыт доктора Элайн Шотманс лежит на стыке археоантропологии и криминалистики. Фото: Пол Джонс, UOW
Опыт доктора Элайн Шотманс лежит на стыке археоантропологии и криминалистики. Фото: Пол Джонс, UOW
Опыт доктора Элайн Шотманс лежит на стыке археоантропологии и криминалистики. Фото: Пол Джонс, UOW

Самое неожиданное оказалось в самих захоронениях, которые были помещены в бывшие гнёзда зимней спячки медведей. Такой способ захоронения оказался вообще единственным и никогда ранее не встречался. Два гнезда были обильно покрыты красной охрой, до помещения останков. Останки после помещения в гнезда затем изымались и вновь помещались, в ряде случаев останки перемешаны из нескольких человек.

Доктор Шотсманс занимающаяся погребальной практикой и погребальной тафономией (изучением разложения человека), отмечает, что погребальные обряды общества - его верования и практики вокруг смерти и отношений между мёртвыми и живыми – многое говорят нам об этих людях.

Отмечается, что в мировоззрении древних людей присутствует значительный символизм (красная охра и украшенная гравюрами пещера), когда умерший как бы присутствует в жизни живущих.

“Был преднамеренный отбор определённых костей. Например, в большинстве показаний не было крании, но были зубы, что показывает, что крания была намеренно взята. Это показывает, что люди этого времени имели дело со своими мёртвыми, манипулировали мёртвыми и ‘заботились’ об умерших”, - продолжала Э. Шотманс.

Результат исследования оказался несколько неожиданным. Количество погребённых отсутствие детей показательны в том отношении, что возможно впервые современные исследователи сталкиваются с социальной дифференциацией. Быть погребёнными в такой пещеры видимо могли только люди, к которым при жизни относились особо. Вполне возможно, что здесь встречается начало социального первобытного расслоения общества.

Стоит отметить, что это по существу первый опыт подобного исследования и первые знания, полученные несколько необычным способом.

Статьи похожей тематики:

Солютре - культура ледникового пика

Лук и стрела - великое достижение палеолита

Халлан-Чеми - самое древнее поселение Земли

Невалы-Чори. Утерянная жемчужина

Иерихон - свидетель истории современной цивилизации

Джармо

Гёбекли-Тепе. Сакральная память прошлого

Мегаполис древнего мира. Костёнки

Фатьяновцы (краткий обзор)

Наследники Этци? Культура шаровидных амфор

Этнический реликт Тюменского Притоболья

Ориньяк заложил основы современной цивилизации

Граветт (обзор). У края ледника

Загадка доледникового периода

Цивилизация, как продукт древних металлургов

Цивилизация как продукт древних металлургов. Ч. 2. Спасение в горах

Цивилизация как продукт древних металлургов. Ч.3 На новых землях

Цивилизация как продукт древних металлургов. Окончание: Создатели первых государств

Список литературы

Французская пещера раскрывает тайны жизни и смерти из нашего древнего прошлого