Боевой Кировец.

17 September 2018

Существует легенда, что Кировец был построен в качестве тягача для каких-то там ракет, но, на примере МАЗ-538, было показано, что значит действительно военный тягач, а обычный сельскохозяйственный трактор никак этому почетному званию не соответствует.

Но, таки есть применение Кировцам и в армии, пусть не на передовой, но камуфляж он носит вполне заслуженно.

ТУМ-150 в музее службы горючего.
ТУМ-150 в музее службы горючего.

Знакомьтесь - ПМТП-150 - полевой магистральный трубопровод диаметром 150 мм, для механизированной укладки которого используется трубоукладочная машина ТУМ-150, штатным тягачом для которой и является Кировец К-701. Принята на вооружение в 1976 году. Выпускалась 63 котельно-сварочным заводом в г. Ивано-Франковск. Состоит это все на вооружении трубопроводных войск.

Видео процесса укладки можно посмотреть здесь.

Состав ТУМ-150В:
а) тягач К-701;
б) полуприцеп специальный на базе КрАЗ-257 с активным приводом колёс, который позволяет двигаться по заболоченной местности и вести мехмонтаж.
На полуприцепе смонтированы:
- бункер для размещения труб - 84 шт. (7 рядов по 12 шт. в каждом, но технически имеется возможность догрузить ещё один ряд сверху). В передней части бункера смонтирована площадка, где размещено рабочее место крановщика-оператора для управления крановым устройством при погрузке труб в бункер. В нижней части бункера расположен ящик для ЗИП (якорь, домкрат реечгый, монтажные ключи, лопаты, ломы, лопатки для траверсы);
- крановое устройство с траверсой (с переменным шагом и гидроприводом) для погрузки 12 труб одновременно (грузоподъёмность 1000 кг);
- транспортёр специальный цепной с гидроприводом для подачи труб на сборочную линию;
- сборочная линия массой 3,2 тн (главная "изюминка" машины), где непосредственно осуществляется соединение одной трубы с другой. На центральной части сборочной линии размещено кресло для крановщика-оператора во время мехмонтажа. Перед креслом должна быть лебёдка (которая отсутствует) для проталкивания первой трубы через сборочную линию;
- гидросистема: гидронасосы (2 шт. НШ-85), гидродвигатель привода транспортёра, вместимость гидросистемы 160 литров гидравлического масла - бак установлен позади кабины К-701).

Масса ТУМ-150В, тонн:
- без труб - 31
- с трубами - 37,8

Экипаж - 2 чел: механик-водитель и крановщик оператор.

Возможности:
- темп монтажа трубопровода с учётом затрат времени на загрузку бункера - 1,3 км/час
- время перевода машины их походного положения в рабочее - 10 мин.

ТУМ-150 в процессе укладки трубопровода.
ТУМ-150 в процессе укладки трубопровода.

Своими глазами на это чудо техники можно посмотреть в Москве, в парке Патриот.

В тольяттинском Парковом комплексе истории техники

В Музее службы горючего ВС РФ под Наро-Фоминском.

ТУМ-150 в парке Патриот.
ТУМ-150 в парке Патриот.
ТУМ-150 в Тольятти
ТУМ-150 в Тольятти