Шантаж, награда едой и другие ошибки в воспитании детей, и как их исправить

30.03.2018

Есть ооочень эффективные способы манипулировать ребенком. Заставить его сделать то, что нужно, удобно, крайне необходимо в данный момент. Однако некоторые из этих способов губительны для него, давайте вместе подумаем, чем их заменить?

Шантаж. Честно - не знаю родителя, который бы не пользовался этим способом. В той или иной мере, каждый из нас им пользовался, говоря, например: "Или ты сейчас же уберешь свои игрушки или я их выкину с балкона!" или "Пока не съешь суп - никакого сладкого!" Ну что ж. Мы показываем ребенку, что давление, шантаж в отношениях между близкими - норма. Теперь только вопрос времени, когда ребенок начнет вести себя также. Только теперь по отношению к вам.

Что делать? Предлагать альтернативу, искать выгоду, просить о помощи (и предлагать ее). Например: "Чем быстрее ты пообедаешь, тем скорее мы пойдем гулять" или "Давай я помогу тебе убрать все игрушки, а ты поможешь мне убраться на кухне?"

Награда едой. "Если ты сейчас успокоишься, то я куплю тебе шоколадку". Или "Скорее вытри пыль, а потом мы съедим целый торт". Это выстраивание неправильного пищевого поведения. Ребенок может привыкнуть заедать стресс или "подкреплять" едой любое своего достижение.

Что делать? Найдите другой подход. Не смешивайте эмоции и еду. Отвлечь ребенка от стресса можно прямым разговором о предмете расстройства, какой-то игрой... Тут очень многое зависит именно от возраста ребенка.

Вообще награда за "обычные" вещи. За то, что ребенок сам оделся или дал постричь себе ногти, за то, что спокойно ушел с детской площадки, за то, что хорошо выполнил порученную ему ежедневную обязанность - подарки, конфеты, "льготы" на просмотр мультфильмов и игры с планшетом... Нет, это ловушка. Ребенок очень быстро привыкнет, что НИКАКУЮ вашу просьбу не стоит выполнять без определенной "платы" за нее. Не очень приятная перспектива, м?

Что делать? Хвалить, безусловно, стоит! Говорить о важности проделанного, о своих положительных чувствах, о том, как ребенок, наверное, горд собой и доволен - вот, что нужно!

Постоянная помощь ребенку. "Да он еще маленький! Вот вырастет - еще надоест эту посуду мыть/шнурки завязывать/самому делать..." НЕТ! Самостоятельность - это именно то, что дает ребенку необходимую уверенность в себе. Именно когда он учится делать что-то сам, он чувствует себя важным, особенным, так он растет! Помните: самостоятельность формируется в самом маленьком возрасте!

Что делать? Дайте ребенку время, когда он пытается делать что-то сам. Если это, например, сборы на прогулку - начните их заранее. Поощряйте инициативу, проявляемую ребенком в выполнении домашних обязанностей. Если малыш хочет мыть ту же посуду - поставьте стульчик, подскажите, как. Делегировать какие-то обязанности, если ребенок сам не проявляет инициативы - тоже хорошая идея.

Успокаивание через "неважность". Ребенок потерял игрушку, упал, его обидел другой малыш. "Да разве это повод?" "Ой, ну прекрати плакать из-за ерунды". Именно такими словами вы разрушаете связь между собой и ребенком. Именно в этот момент закладываются проблемы подросткового периода.

Что делать? В первую очередь вспомните, что это малыш, для него это действительно горе, это максимальный масштаб проблемы, знакомый ему. Сравнивайте не со своими нынешними проблемами, а с проблемами малыша. Поэтому сначала - выслушайте. Помогите сформулировать чувства ребенка, если ему сложно подобрать слова. Выразите сочувствие, можете привести в пример себя, сказать, что, наверняка, тоже бы расстроились, если бы с вами такое произошло. И только после этого вы можете предложить вариант решения проблемы. Если ребенок будет чувствовать в вас опору и поддержку, то он будет приходить именно к вам, а не к сомнительным личностям и авторитетам, когда у него случится что-то серьезное в будущем.