Лазерные технологии для самолетов Airbus

Один из крупнейших в мире авиастроителей, гигант с почти полувековой историей, европейская компания Airbus как и все современные промышленные предприятия включилась в погоню за технологическими лазерными новинками для повышения конкурентоспособности выпускаемой техники. Практически под Новый год стало известно, что компания заключила долгосрочный контракт на поставку систем для лазерного упрочнения. Что это за технология и для чего понадобилась авиационному холдингу – рассмотрим в статье.

Авиастроительный холдинг Airbus будет использовать лазерные технологии для повышения прочности металла (Источник: yandex.ru)
Авиастроительный холдинг Airbus будет использовать лазерные технологии для повышения прочности металла (Источник: yandex.ru)

Подробности сделки

Стало известно, что контракт заключен с американской компанией LSP Technologies Inc., которая, в основном, занимается разработкой инновационных инструментов и оборудования для создания и обработки деталей самолетов.

Тесное сотрудничество компаний вылилось в многолетний контракт, по условиям которого компания LSP в ближайшее время осуществит доставку компактной портативной системы для лазерного ударного упрочнения. Сам комплекс будет включать в себя непосредственно лазерное устройство, а также некие средства автоматизации, которые будут использоваться компанией Airbus.

Кратко о технологии

Сущность технологии лазерного ударного упрочнения заключается в том, что металл подвергается воздействию серии коротких и быстрых импульсов. В результате возникающие в процессе облучения волны напряжения оказывают влияние на профиль напряжения самого металла. В итоге меняются его свойства: благодаря подобному воздействию лазера предотвращается появление трещин, иных повреждений, спровоцированных усталостью металла, а также повышаются антикоррозийные свойства.

Технология лазерного наклепа (Источник: yandex.ru)
Технология лазерного наклепа (Источник: yandex.ru)

Срок службы металла, подвергшегося лазерной обработке, может увеличиться в десятки раз. Такая технология постепенно проникает практически во все сферы машино- и приборостроения: автомобилестроение, авиастроение, а также электроэнергетика.

К слову, еще совсем недавно для того, чтобы осуществить подобную технологию лазерного ударного упрочнения или лазерного наклепа (laser peening) требовалось защитное покрытие для обрабатываемой поверхности. Если Вы посмотрите видео, которое наглядно показывает принцип работы системы лазерного термоупрочнения, вы увидите, что в качестве защитного покрытия компания LSP Technologies Inc. использует обычную воду, чтобы предотвратить плавление и повреждение поверхности.

Однако методику уже удалось усовершенствовать японским ученым и использовать "сухой" лазерный наклеп, т.е. без применения каких-либо веществ.