Признаки картельного сговора при проведении электронного аукциона

Количество нарушений в контрактной системе не уменьшается. Перевод закупок в электронный формат привел к появлению новых схем мошенничества. Недобросовестная конкуренция приобрела новые черты. Недобросовестные бизнесмены вступают в ценовой сговор и организуют фиктивное соперничество.

Подготовка к процедуре

Статья 24 закона 44-ФЗ от 05.04.2013 года обязывает заказчиков использовать конкурентные способы отбора исполнителей. Заключение договора с единственным поставщиком допускается в исключительных случаях. Доступность информации является основным принципом системы. Однако столь жесткие условия не спасают от мошенничества.

Традиционно на открытой электронной площадке размещают:

  • извещение о датах и условиях проведения конкурса;
  • закупки;
  • формы заявок;
  • техническое задание;
  • обоснование стартовой цены;
  • проект договора с победителем.

В приложении к объявлению отражают правила конвертации иностранной валюты в рубли, сведения об обеспечении заявок, исполнения контракта, критерии оценки и другое. Подробные требования к содержанию документов закрепляет статья 50 закона 44-ФЗ.

Нарушения допускают при составлении технического задания. Недобросовестный заказчик может указать требования, которым соответствует только одно лицо в регионе или муниципальном образовании. Нарушение выявляется путем анализа документации и сопоставления результатов аукциона с ранее заключенными контрактами.

Борьба за заказ

Количество этапов конкурса определяется заранее. В большинстве случаев закупочная комиссия следует многоступенчатому алгоритму.

Проверка соответствия участников базовым критериям. Претендовать на заказ вправе предприниматели и организации при условии их государственной регистрации. Запрещено допускать к аукциону коммерсантов, деятельность которых была приостановлена. Препятствием становится процедура ликвидации или банкротства.

Барьерами являются недоимка по налогам и сборам, судимость по экономическим преступлениям у руководящих лиц, нахождение в офшорной зоне. Проверка проводится также на предмет конфликта интересов и наличия административных взысканий за 2 года до подачи заявки.

Оценка риска

Требование об отсутствии претендента в реестре недобросовестных поставщиков признается дополнительным условием. Его заказчики могут не устанавливать.

Рассмотрение предложений

Выслать оферты участники процедуры могут после допуска к аукциону. На этом этапе им необходимо указать цены, сроки и прочие существенные условия сотрудничества. При этом следует ориентироваться на исходные параметры заказа. Играть разрешено только на понижение ставок.

Признаки картельных сговоров часто обнаруживают и на этой стадии. Формы недобросовестной конкуренции могут быть различными. Так, негласные союзники создают видимость соперничества. После прохождения всех заградительных барьеров ценовое предложение отправляет только один из них.

Остальные претенденты свое право не реализуют. В результате комиссия вынуждена признать конкурс несостоявшимся. В этом случае заказчик заключает договор с единственным участником, отославшим заявку. Начальная стоимость заказа остается неизменной или снижается незначительно.

С реальными конкурентами злоумышленники борются демпингом. В классической схеме задействованы три сообщника. Два из них активно снижают цену, добиваясь ее падения на 50% и более. Для добросовестных бизнесменов такое поведение неприемлемо. Третий союзник начинает действовать перед завершением регистрации.

Он подает заявку с рыночными показателями, слегка уступая в цене реальному конкуренту. В итоге его предложению присваивают третий порядковый номер. Победа мошенника в аукционе достигается за счет умышленно допущенных ошибок. В документации номинального победителя, а затем и второго участника обнаруживаются недочеты. Итогом становится заключение контракта с третьим претендентом.

В завершение отметим, что вовлекать в картельный сговор злоумышленники могут и членов закупочных комиссий. В этой ситуации выявить нарушения очень сложно. При обнаружении признаков недобросовестности юристы рекомендуют обращаться в антимонопольную службу.

Автор: Гордеева Елена

Источник: http://xn--e1aljj.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82/579/