Как доказать своё право на общение со своим ребёнком после развода?

Основное противоборство сторон по делам об определении порядка общения с ребенком идет вокруг продолжительности времени общения с ребенком. Одна сторона заявляет желание проводить с ребенком больше времени, другая сторона возражает и просит установить меньшую продолжительность. Далее опишем какие обстоятельства свидетельствуют о возможности увеличения времени общения с ребенком, а какие, напротив, являются признаками того, что время общения стоит существенно ограничить.

Чтобы увеличить время общения с ребенком истец должен доказать, что:

  • у него налажены отношения с ребенком, ребенок к нему привязан, между ними существует тесный психологический контакт. Наиболее точно это можно доказать с помощью проведения психолого-педагогической экспертизы;
  • у него есть возможность, желание и способности заниматься воспитанием ребенка. Здесь положительную роль могут сыграть характеристика с работы, педагогическое образование, занятие волонтерской деятельностью и т.д.;
  • его нравственные и иные качества позволяют ему воспитывать ребенка;
  • в период раздельного проживания он продолжал заботиться о ребенке, содержал его. В этом аспекте неуплата алиментов может крайне негативно сказаться на исходе дела.

И наоборот, чтобы сократить время общения родитель, с которым проживает ребенок, должен доказать, что:

  • физическое и психологическое здоровье ребенка не позволяет передавать его ответчику на длительное время. Например, психологическая травма ребенка после развода может быть столь существенной, что врачом-психотерапевтом будет рекомендовано ограничить общение с другим родителем до минимума;
  • нравственные и иные качества другого родителя не позволяют ему нормально заниматься воспитанием ребенка. В данном аспекте могут быть учтены факты привода в вытрезвитель, наличие судимости, отсутствие работы и др.;
  • существуют негативные отношения между ребенком и другим родителем. То, что ребенок не хочет видеться с другим родителем может быть подтверждено психолого-педагогической экспертизой, медицинской картой ребенка с заключением врача-психотерапевта, показаниями самого ребенка;
  • частое общение с другим родителем по тем или иным причинам может отрицательно сказаться на социальном, психологическом и физическом развитии ребенка.

По этой категории дел очень большое значение имеют доказательства. Зачастую позиции сторон основываются только на их собственных словах. Но суду очень сложно принимать решения в условиях отсутствия объективных доказательств, подтверждающихся обстоятельства, на которые ссылаются стороны. Поэтому в расчет принимаются даже самые незначительные на первый взгляд документы, как например, почетная грамота от работодателя.

Ниже мы приведем некоторые доказательства, которые можно использовать в подобных делах:

  • Свидетельские показания.
    Показания воспитательницы детского сада (классной руководительницы в школе). Она может рассказать о том, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, пытался забрать его, будучи в нетрезвом виде, или же наоборот описать этого родителя как сугубо положительного, и посещавшего все родительские собрания в период совместного проживания обоих родителей ребенка.
    Показания близких родственников. Они могут охарактеризовать поведение родителей в период совместного жительства, как каждый из них выполнял родительские обязанности, как складывались отношения с ребенком, какие применялись наказания.
  • Письменные доказательства:
    – Характеристика с работы;
    – Диплом о высшем образовании;
    – Справки из медицинских учреждений о состоянии здоровья ребенка;
    – Характеристика на ребенка из детского сада или школы;
    – Справка из органов внутренних дел об уголовных делах, возбужденных на одного из родителей и справка о наличии судимости;
    – Справка о постановке на учет в психоневрологическом диспансере;
    – Справка о доставлении в вытрезвитель и др.
  • Экспертные заключения по результатам психолого-педагогической экспертизы.
    Подобная экспертиза стоит довольно дорого, поэтому перед тем как обратиться к эксперту, необходимо самостоятельно оценить возможные результаты экспертизы.